____________________________________________________________________________
Система охлаждения и топливная система двигателя ЗМЗ-402
Система охлаждения двигателя
ЗМЗ-402
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705
Газель (рис.11) - жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией, состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров
двигателя, водяного насоса, радиатора, расширительного бачка,
вентилятора,
термостата, пробки расширительного бачка, сливных краников и пробок.
Рис.11. Система охлаждения двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
ГАЗ-2705 Газель
В систему охлаждения двс ЗМЗ-402 также включен радиатор отопления
кузова.
Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает
решающее влияние на износ двигателя и экономичность его работы.
Оптимальная температура охлаждающей жидкости 85-9СГС поддерживается при
помощи термостата, действующего автоматически, и чехла на
облицовке радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения
ЗМЗ-402 имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в
патрубок термостата, находящийся на головке цилиндров.
Кроме того, на щитке приборов имеется сигнализатор, загорающийся красным
цветом при повышении температуры жидкости до 104-109"С. Датчик
сигнализатора ввернут в верхний бачок радиатора.
При загорании сигнализатора следует немедленно установить и устранить
причину перегрева.
Термостат ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель с твердым
наполнителем, двухклапанный типа ТС-107-01 расположен в выходном
патрубке головки цилиндров и соединен шлангами с водяным насосом и
радиатором.
Основной клапан термостата начинает открываться при температуре
охлаждающей жидкости 78-82°С. При температуре 94°С он уже полностью
открыт.
При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя
циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан
термостата внутри рубашки охлаждения двигателя.
При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и
вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.
Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором ЗМЗ-402 автомобилей
ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, и термостат не отключает его от
двигателя.
Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку
воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.
Термостат ЗМЗ-402 автоматически поддерживает необходимую температуру
охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию
жидкости через радиатор.
В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все
тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и
охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.
Водяной насос ЗМЗ-402
Водяной насос (помпа) двс ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705
Газель (рис.12) центробежного типа. Подшипник водяного насоса отделен от
охлаждающей жидкости самоподтягивающимся сальником, состоящим из манжеты
2 и уплотняющей шайбы 3.
Рис.12. Водяной насос ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705
Газель
1 - фиксатор; 2 - манжета; 3 - уплотнительная шайба; 4 контрольное
отверстие для выхода охлаждающей жидкости
Жидкость, просочившаяся через сальник, не попадает в подшипник, а
вытекает наружу через контрольное отверстие 4, которое необходимо
периодически очищать. Подшипник помпы от перемещения удерживается
фиксатором 1, который завернут до упора и закернен.
Подшипник заполняется смазкой при сборке, и в процессе эксплуатации
добавления смазки не требуется. Шкив помпы приводится во вращение вместе
со шкивом генератора двумя клиновыми ремнями шкива коленчатого вала.
Водяной насос ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
требует ремонта при повышенном износе (люфте) подшипника, течи
охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в корпусе и поломке
лопастей крыльчатки.
Помпа ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) имеет устройство аналогичное устройству водяного
насоса двигателя мод. 4062.10, поэтому его разборка и сборка
производится по схеме, приведенной для водяного насоса 4062.10.
Отличие состоит в том, что разборка водяного насоса начинается со снятия
крышки водяного насоса. При сборке помпы ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) при
напрессовке на валик подшипника ступицы шкива необходимо выдерживать
размер 117,5±0,2; напрессовка крыльчатки на валик подшипника
производится заподлицо с корпусом насоса, выступание крыльчатки над
плоскостью корпуса насоса должно быть не более 0,2 мм.
После сборки корпуса необходимо установить на корпус прокладку и
привернуть болтами крышку.
Уровень жидкости в расширительном бачке на холостом двигателе ЗМЗ-402
автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель должен быть по метке MIN
или выше ее на 3-5 см.
При необходимости долейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок. В
случаях частой доливки проверьте герметичность системы
охлаждения.
При значительной утечке для восстановления уровня допускается в
исключительных случаях использовать воду. Однако при этом неизбежно
понизится плотность смеси и повысится температура ее замерзания.
Поэтому при первой возможности следует заменить смесь свежей охлаждающей
жидкостью. При добавлении в систему охлаждения воды уровень в
расширительном бачке должен быть выше метки MIN на 7-10 см.
Порядок замены жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402
следующий:
- снять пробки с радиатора и расширительного бачка (см. рис.11);
- открыть краник отопителя 2;
- слить охлаждающую жидкость через два краника 10 и 12, расположенные на
нижнем бачке радиатора и с правой стороны блока цилиндров;
- промыть систему охлаждения, дважды заполняя ее водой и прогревая
двигатель до рабочей температуры (80-90 °С);
- залить в радиатор до верхнего среза горловины свежую охлаждающую
жидкость при снятой пробке расширительного бачка;
- поставить на место пробку радиатора;
- залить охлаждающую жидкость в расширительный бачок на 3-5 см выше
метки MIN и поставить на место пробку бачка.
После кратковременной работы двигателя убедитесь, что система полностью
заправлена охлаждающей жидкостью. При необходимости долейте
охлаждающей жидкости в расширительный бачок.
Необходимо поддерживать правильное натяжение ремней водяного насоса
ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, вентилятора и
генератора.
Прогиб ремней должен находиться в пределах 8-10 мм при нагрузке на
каждый из них 4 кгс.
При слабом натяжении ремней происходит их пробуксовка, сильный нагрев и
расслоение ремней. Чрезмерное натяжение ремней вызывает быстрый
износ подшипников водяного насоса и генератора, а также вытягивание и
разрушение самих ремней.
Проверку натяжения ремней осуществлять динамометром следующим образом:
- установить динамометр на шкивы водяного насоса и генератора;
- нажать рукой на ручку до касания бурта штока с втулкой и определить
усилие натяжения ремня по шкале;
- отрегулировать при необходимости натяжение ремней изменением положения
генератора.
Для поддержания оптимального температурного режима двигателя ЗМЗ-402
автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель при отрицательных
температурах окружающего воздуха необходимо закрывать облицовку
радиатора чехлом.
Ни в коем случае нельзя снимать термостат. В холодное время года
двигатель без термостата прогревается долго и работает при низкой
температуре
охлаждающей жидкости.
В результате ускоряется его износ, увеличивается расход топлива,
происходит обильное отложение смолистых веществ в двигателе, а также не
обеспечивается нормальная температура воздуха в кузове автомобиля,
В теплое время года при отсутствии термостата большая часть охлаждающей
жидкости будет циркулировать по малому кругу (через рубашку
охлаждения двигателя), минуя радиатор. В результате это приведет к
перегреву двигателя.
Система питания двигателя ЗМЗ-402 и ее компоненты
Система питания топливом ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705
Газель (рис.13) состоит из топливного бака, топливопроводов (подачи и
слива), топливного насоса, фильтра тонкой очистки топлива, карбюратора с
приводом дроссельной и воздушной заслонок и воздушного фильтра.
Рис.13. Схема топливной системы двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110
Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - топливный насос; 2 – фильтр тонкой очистки топлива; 3-карбюратор,
4-топливный бак
Бензонасос ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705
Газель(рис.14) - диафрагменного типа, приводится в действие от
эксцентрика,
расположенного на распределительном валу двигателя и воздействующего на
рычаг привода.
Рис.14. Бензонасос ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - рычаг ручного привода; 2 - уплотнитель; 3 - сетчатый фильтр
контрольного отверстия; 4 - нагнетательный клапан; 5 - винт крепления
крышки
фильтра; 6 - сетчатый фильтр; 7- всасывающий клапан; 8 - диафрагма; 9 -
рычаг привода
Бензонасос состоит из сборных узлов корпуса с диафрагмой 8 и рычагом
привода 9, головки с клапанами 4 и 7 и крышки.
Диафрагма из четырех лепестков, изготовленных из лакоткани, зажимается
между корпусом и головкой насоса. Тяга диафрагмы уплотняется
резиновым уплотнителем 1.
Клапан состоит из обоймы, изготавливаемой из цинкового сплава,
резинового клапана и латунной пластины, поджимаемых пружиной (из
бронзовой
проволоки).
Над всасывающим клапаном бензонасоса устанавливается фильтр 6,
изготовленный из мелкой латунной сетки. Для заполнения карбюратора
топливом
при неработающем двигателе насос имеет устройство для ручного привода.
Для контроля герметичности диафрагмы в корпусе насоса имеется отверстие
с сетчатым фильтром 3, появление из которого бензина свидетельствует
о нарушении герметичности диафрагмы.
Бензонасос ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель требует
ремонта в случаях прорыва диафрагмы, нарушения герметичности
всасывающих или выпускного клапанов, потери эластичности уплотнителя
тяги диафрагмы, а также износа рычага привода и текстолитовой шайбы
тяги диафрагмы.
Разборка бензонасоса двс ЗМЗ-402 (ГАЗ-402):
- отвернуть два винта 5 (см. рис.14) крепления крышки и осторожно снять
крышку, резиновую уплотняющую прокладку и сетчатый фильтр бензонасоса;
- отвернуть восемь винтов крепления головки насоса к корпусу, осторожно
снять головку и освободить диафрагму;
- при необходимости замены клапанов выпрессовать из головки насоса
обоймы клапанов, снять с обоймы резиновый клапан, пластину клапана и
пружину. Не рекомендуется без необходимости вывертывать из головки и
крышки насоса топливоподводящий и отводящий штуцеры;
- вывернуть из корпуса резьбовые заглушки оси рычага. Вынуть ось рычага,
предварительно сняв пружину рычага;
- вынуть рычаг привода бензонасоса и втулку рычага;
- вынуть диафрагму вместе с тягой, пружиной, уплотнителем и держателем
уплотнителя из корпуса насоса;
- вынуть валик рычага ручного привода вместе с уплотнительным резиновым
кольцом, предварительно освободив пружину рычага;
- разобрать диафрагму, для чего отжать пружину и, сняв стальной
держатель уплотнителя, снять ее, отвернуть гайку тяги, снять пружинную
шайбу,
верхнюю чашку, лепестки диафрагмы, нижнюю чашку и уплотняющую шайбу.
Сборка бензонасоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель
Сборка осуществляется в порядке, обратном разборке. При этом особое
внимание следует обращать на правильность подсборки диафрагмы и ее
установки в бензонасос.
Перед сборкой необходимо проверить характеристику пружины насоса:
свободная длина пружины - 50 мм; при нагрузке 5, (5, Газ кгс) длина
пружины
должна быть 28,5 мм. Количество витков пружины -6+0'5, наружный диаметр
пружины - 24 мм, диаметр проволоки -1,8±0,03 мм, материал - сталь 65 ГА.
Подсборку диафрагмы рекомендуется производить в специальном
приспособлении. Перед сборкой все детали промыть в чистом бензине,
лепестки
диафрагмы выдержать 30-40 мин в керосине и протереть чистой салфеткой с
обеих сторон.
Затем вставить тягу в приспособление и последовательно надеть на
выступающий конец тяги резиновый уплотнитель тяги, уплотнительную медную
шайбу; нижнюю чашку (вогнутой стороной вниз), четыре лепестка диафрагмы
(так, чтобы штифты приспособления вошли в ее отверстия), верхнюю
чашку и завернуть гайку рукой на несколько ниток резьбы, поставив под
нее пружинную шайбу.
Затем зажать все детали в приспособлении и, довернуть гайку до отказа.
Вынуть подсобранную диафрагму из приспособления, надеть пружину на тягу
и высвободить из пружины резиновый уплотнитель. Отжать пружину и
установить на резиновый уплотнитель стальной держатель.
Рис.15. Головка бензонасоса двс ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
ГАЗ-2705 Газель
1 - крышка; 2 - обойма клапана; 3 - пружина; 4 - прокладка; 5- пластина
клапана; 6 - клапан
При запрессовке обойм клапанов в головку бензонасоса ЗМЗ-402 необходимо
обеспечить размеры между пластиной клапана и обоймой у впускных
клапанов 1,5-1,8 мм, у нагнетательного - 2,0-2,3 мм.
При сборке полностью подсобранной диафрагмы (с уплотнителем и пружиной,
с головкой и корпусом) следует сначала слегка завернуть восемь винтов
крепления головки к корпусу, а затем, отводя рычаг ручного привода в
крайнее верхнее положение, полностью затянуть их.
Это позволит предотвратить прорыв диафрагмы или ее чрезмерную вытяжку в
начале работы насоса.
После сборки следует проверить бензонасос двс на развиваемое давление.
Проверку осуществляют непосредственно на автомобиле с работающим на
минимально устойчивых оборотах двигателем.
Бензонасос ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отключают
от карбюратора (питание двигателя осуществляется самотеком) и
подсоединяют к манометру со шкалой до 100 кПа (1 кгс/см2).
Для исправного насоса давление должно быть в пределах 23-32 кПа
(0,23-0,32 кгс/см2). Можно проверить давление насоca, но менее точно, не
отсоединяя его от карбюратора, а присоединив манометр через тройник,
ввернутый на выходе топлива из насоса.
Проверив давление, останавливают двигатель. Показания давления на шкале
манометра должны сохраняться не менее 10 с. Более быстрое падение
давления свидетельствует о неисправности насоса.
Рис.16. Фильтр тонкой очистки топлива ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110
Волга, ГАЗ-2705 Газель
1 - корпус; 2 - прокладка; 3 - уплотнительная втулка; 4 - фильтрующий
элемент; 5 - стакан-отстойник; 6 - коромысло; 7 - держатель; 8 - барашек
Фильтр тонкой очистки топлива ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
ГАЗ-2705 Газель (рис.16) устанавливается на двигателе перед карбюратором
и
состоит из корпуса 1, резиновой прокладки 2, уплотнительной резиновой
втулки 3, керамического фильтрующего элемента 4, пружины, пластмассового
стакана-отстойника 5 и деталей крепления стакана-отстойника.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- АКПП Ауди 09E
- Гидротрансформатор АКПП Ауди 09E
- Гидроблок Мехатроник Ауди 09E
- Компоненты АКПП Ауди-Фольксваген VW-Audi 01L, 01V
- Вариатор CVT 01J - фрикционы и планетарный механизм
- Гидросистема вариатора CVT 01J
- Механизмы переключения передач коробки-автомат Ауди 09L
- АКПП ZF 4HP20 / ZF 4HP16
- АКПП ZF 6HP19 / ZF 6HP21
- Механизмы переключения коробки-автомат ZF 6HP19 / ZF 6HP21
- Устранение неисправностей АКПП без снятия ее с двигателя
- Масляный фильтр АКПП и замена масла
- АКПП Митсубиси
- АКПП Aisin Warner 55-50SN
- АКПП Форд 4F27E
- АКПП Toyota Aisin U140E/U240E
- АКПП Мазда FN4A-EL
- Блок цилиндров и головка двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE
- ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Топливная система Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Двигатели toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE и их компоненты
- Блок управления и датчики двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE
- Поршни, шатуны и коленвал 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Проверка и регулировки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Разборка и сборка блока цилиндра Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Ремень привода ГРМ Toyota 4A-GE
- Ремень привода ГРМ Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Система впрыска топлива 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
- Замена цепи привода ГРМ Тойота 1ZZ-FE
- Блок и головка цилиндров 1ZZ-FE
- Замена ремня привода ГРМ Тойота 1G-FE
- Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя 1JZ-GE/2JZ-GE
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Клапаны, распредвал и ГРМ 4G18/4G15 Мицубиси
- Топливная система и система охлаждения 4G15/4G18 Mitsubishi
- Замена ремня привода ГРМ Митсубиси 4G63
- Блок и головка цилиндров Mitsubishi 4G63
- Привод ГРМ двигателя 4G64/4G69
- Характеристика и регулировки Митсубиси 4М40
- Детали распредвала и ГРМ двигателя F15S3
- Детали блока цилиндров и головки блока двигателя F15S3
- Головка блока цилиндров и распредвалы F16D3, F16D4
- Компоненты системы управления двигателем F16D3, F16D4
- Датчики системы управления двигателем F14D4/F14D3
- Замена ремня привода ГРМ F14D4, F14D3
- Ремонт головки блока цилиндров и регулировка клапанов A15SMS
- Топливная система двигателя A15SMS