____________________________________________________________________________
АКПП Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
Описание конструкции автоматической
коробки передач Мазда FNR5, FN4A-EL/F4A-EL
На автомобилях Форд Фокус, Фьюжн, Мазда 3, 323, Мазда 6 применяются
четырёхступенчатые АКПП FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 с возможностью ручного
переключения.
Конструкция коробки-автомат FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей Ford Focus,
Fusion, Mazda 3, 323, Mazda 6 включает в себя гидротрансформатор,
масляный насос, планетарные механизмы, фрикционные муфты и тормозы.
Управление коробкой передач осуществляется электронным блоком.
Гидротрансформатор автоматической коробки передач FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
автомобилей Форд Фокус, Фьюжн, Мазда 3, 323, Мазда 6 выполняет функции
сцепления.
В процессе работы он наполняется рабочей жидкостью и, вращаясь с
достаточной скоростью, передаёт крутящий момент от двигателя
трансмиссии, поглощает и сглаживает вибрации и рывки от работы двигателя
и КПП.
Гидротрансформатор состоит из трёх колёс: насосного, реакторного и
турбинного, сюда же входит муфта его блокировки. Насосное колесо
объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике
двигателя.
Турбинное колесо шлицевым соединением связано с входным валом
коробки-автомат Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5. По достижении определённой
скорости при помощи муфты гидротрансформатор блокируется, при этом
обеспечивается жёсткая связь между коленчатым валом двигателя и
трансмиссией.
Это значительно снижает потери мощности и благоприятно сказывается на
динамических качествах и расходе топлива.
Масляный насос приводится от двигателя и предназначен для создания
необходимого давления рабочей жидкости для работы автоматической коробки
передач Мазда FNR5, FN4A-EL/F4A-EL.
При отсутствии давления рабочей жидкости крутящий момент от трансмиссии
никаким образом не может быть передан коленчатому валу двигателя.
Также отсутствие давления рабочей жидкости накладывает определённые
ограничения на буксировку автомобиля, так как не происходит должной
смазки узлов КПП.
Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКПП
FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей Форд Фокус, Фьюжн, Мазда 3, 323, Мазда
6 и предназначены для обеспечения изменения передаточного числа и
включения задней передачи.
Планетарный механизм (передача) коробки-автомат FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
автомобилей Ford Focus, Fusion, Mazda 3, 323, Mazda 6 состоит из четырёх
основных элементов: солнечной шестерни, водила с сателлитами и коронной
шестерни.
Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за
счёт блокировки или разблокировки двух элементов из трёх (солнечной
шестерни, водила, коронной шестерни) в различных комбинациях.
В современных АКПП Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 устанавливается несколько
планетарных механизмов в зависимости от количества передач и
конструкции.
Фрикционные муфты и тормозы предназначены для блокировки различных
элементов планетарных механизмов. Они срабатывают за счёт давления
рабочей жидкости при открытии соответствующего клапана.
Клапаны открываются в определённой последовательности электронным блоком
управления в зависимости от скорости, степени открытия дроссельной
заслонки, от частоты вращения коленчатого вала и других параметров.
Коробка-автомат Мазда FN4A-EL/F4A-EL,
FNR5 - Проверка технического состояния
Проверяем уровень рабочей жидкости в автоматической коробке передач
Мазда FNR5, FN4A-EL/F4A-EL.
Пониженный или повышенный уровень рабочей жидкости может оказывать
существенное влияние на работу коробки передач.
Во время проверки уровня также обращаем внимание на состояние рабочей
жидкости.
Жидкость должна иметь цвет тёмного прозрачного или красноватого лака,
без включения мелких частиц и без запаха горелого.
В противном случае в коробке передач есть серьёзные неисправности, и
необходимо как можно быстрее обратиться в специализированную мастерскую.
Убеждаемся в исправности, и правильной регулировке троса селектора, а
также в исправности самого селектора.
Селектор АКПП FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей Форд Фокус, Фьюжн, Мазда
3, 323, Мазда 6 должен чётко фиксироваться во всех положениях, при этом
его положения должны соответствовать включаемым режимам.
Кроме того, должны исправно работать все блокировки селектора от его
случайного перемещения. При обнаружении неисправности необходимо её
устранить.
При движении не должно быть рывков, ударов и различных посторонних
звуков. Работа во всех режимах должна осуществляться в полном объёме.
Проверяем правильность и своевременность переключения передач при
движении в различных режимах (селектор находится в положении D).
На смотровой канаве или эстакаде осматриваем
автоматическую коробку передач FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей Форд
Фокус, Фьюжн, Мазда 3, 323, Мазда 6 со всех сторон, убеждаемся в
отсутствии утечек масла:
- по периметру поддона АКПП Mazda FN4A-EL/F4A-EL, FNR5: наличие
подтеканий масла говорит о необходимости замены прокладки.
- в нижней части стыка картера гидротрансформатора и блока цилиндров
двигателя: наличие следов подтеканий масла говорит о необходимости
замены сальника гидротрансформатора.
- в местах соединения КПП с внутренним шарниром левого привода и
промежуточным валом.
Наличие подтеканий масла в этих местах указывает на необходимость замены
сальников приводов передних колёс.
Коробка-автомат FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
автомобилей Ford Focus, Fusion, Mazda 3, 323, Mazda 6 - Замена рабочей
жидкости
Состояние рабочей жидкости оказывает очень сильное влияние на работу
автоматической коробки передач и её ресурс.
Проверку рабочей жидкости в автоматической коробке передач Мазда FNR5,
FN4A-EL/F4A-EL проводим с указанной периодичностью.
Процедура проверки включает в себя проверку уровня рабочей жидкости и
проверку её состояния. Если было выявлено, что жидкость имеет чёрный
цвет или запах горелого, её необходимо заменить.
Используйте только предписанную заводом-изготовителем рабочую жидкость.
Следует понимать, что при замене сливается не весь объём рабочей
жидкости. Для замены потребуется около 7 л жидкости.
Последовательность замены масла в
коробке-автомат Мазда FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
Прогреваем двигатель до температуры не менее 70°С и проезжаем на
автомобиле несколько километров. Это требуется для более полного слива
старой рабочей жидкости.
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду.
Извлекаем указатель уровня рабочей жидкости в АКПП Mazda FN4A-EL/F4A-EL,
FNR5.
Снимаем нижний грязезащитный щиток моторного отсека.
Устанавливаем под сливное отверстие ёмкость не менее семи литров.
Ключом на 14 мм отворачиваем пробку сливного отверстия и сливаем масло в
заранее подготовленную ёмкость.
Ждём, пока масло не перестанет вытекать.
Очищаем резьбу пробки сливного отверстия, заменяем медное кольцо.
Заворачиваем пробку в сливное отверстие.
Постепенно заливаем рабочую жидкость.
После заливки жидкости запускаем двигатель и постепенно, с задержкой в
несколько секунд, переводим селектор во все режимы. Возвращаем селектор
в режим Р. Повторно проверяем уровень жидкости и при необходимости
доводим его до нормы.
Трос акселератора режимов работы
коробки-автомат FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей Ford Focus, Fusion,
Mazda 3, 323, Mazda 6 - регулировка
Если при эксплуатации наблюдается
несоответствие между положением селектора и действительным режимом
работы АКПП Mazda FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 например:
- при включении режима Р не блокируется выходной вал коробки передач
(автомобиль самопроизвольно перемещается, скатывается на уклоне);
- автомобиль трогается с места в режиме N;
- автомобиль не двигается вперёд в режиме D:
- автомобиль не двигается назад в режиме R. — необходимо выполнить
регулировку троса селектора.
Последовательность выполнения регулировки
троса автоматической коробки передач FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей
Форд Фокус, Фьюжн, Мазда 3, 323, Мазда 6
Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту и
устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.
Устанавливаем селектор в положение Р.
Преодолевая сопротивление пластиковых фиксаторов, поднимаем вверх заднюю
часть облицовки рычага привода стояночной тормозной системы.
Снимаем облицовку, выводя её из-под рычага.
Преодолевая сопротивление пластиковых фиксаторов, снимаем верхнюю
накладку облицовки туннеля пола.
Снимаем блок пепельницы и прикуривателя.
Крестовой отвёрткой выворачиваем два задних винта крепления облицовки
туннеля пола.
Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем два передних болта крепления
облицовки туннеля пола и снимаем её.
Отводим вперед фиксатор и при помощи тонкой шлицевой отвертки немного
вытягиваем держатель троса так, чтобы оболочка троса свободно
перемешалась относительно каркаса селектора.
Снимаем нижний грязезащитный щиток моторного отсека.
Потянув рычаг датчика режимов работы АКПП FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
автомобилей Ford Focus, Fusion, Mazda 3, 323, Mazda 6 вниз убеждаемся,
что включен режим Р.
В салоне закрепляем трос, задвинув до упора его фиксатор.
Проверяем правильность регулировки троса. При необходимости повторяем
регулировку.
Если трос отрегулирован правильно, сдвигаем обратно фиксатор держателя
троса и устанавливаем остальные детали в обратном порядке.
Датчик режимов работы АКПП Мазда
FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 - проверка и замена
На корпусе автоматической коробки передач FN4A-EL/F4A-EL, FNR5
автомобилей Форд Фокус, Фьюжн, Мазда 3, 323, Мазда 6 установлен
специальный датчик, сообщающий блоку управления о выбранном режиме
работы, а также включающий фонари заднего хода и разрывающий цепь
втягивающего реле стартера в определённых режимах.
Если не включаются фонари света заднего хода или стартер (в положениях Р
и N), следует выполнить проверку датчика.
Последовательность выполнения замены датчика
режима работы АКПП FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей Ford Focus, Fusion,
Mazda 3, 323, Mazda 6
Снимаем грязезащитный щиток моторного отсека.
Нажимаем фиксатор и отсоединяем от датчика колодку жгута проводов.
Проверяем при различных положениях рычага датчика замыкание
соответствующих контактов.
Если какие-либо контакты не замыкаются или замыкаются не в соответствии
с таблицей, датчик можно попробовать отрегулировать.
Для этого тонкой шлицевой отверткой поддеваем фиксатор троса и снимаем
его с оси.
Отсоединяем от оси трос селектора коробки-автомат Мазда FN4A-EL/F4A-EL,
FNR5.
Выпускаем рычаг до упора вниз (в положение Р), а затем поднимаем на два
щелчка вверх (положение N).
Повторно измеряем сопротивление между контактами. Если сопротивление
находится в пределах 713-788 Ом, датчик неисправен, и его необходимо
заменить.
Если сопротивление выходит за указанный диапазон, шестигранным ключом на
5 мм ослабляем затяжку болтов крепления датчика и немного поворачивая
корпус датчика, устанавливаем сопротивление между контактами равное 750
Ом.
Затягиваем болты крепления датчика АКПП FN4A-EL/F4A-EL, FNR5 автомобилей
Ford Focus, Fusion, Mazda 3, 323, Mazda 6 и повторяем проверку замыкания
контактов.
Если указанное значение сопротивления выставить не удаётся или
какие-либо контакты по-прежнему не замыкаются, заменяем датчик.
Ключом на 22 мм отворачиваем гайку крепления рычага, удерживая рычаг от
проворачивания ключом на 24 мм.
Снимаем шайбу и рычаг. Шестигранным ключом на 5 мм отворачиваем болты
крепления и снимаем датчик.
Устанавливаем детали в обратной последовательности. После установки
выполняем регулировку датчика и троса селектора АКПП Мазда
FN4A-EL/F4A-EL, FNR5.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- АКПП Ауди 09E
- Гидротрансформатор АКПП Ауди 09E
- Гидроблок Мехатроник Ауди 09E
- Компоненты АКПП Ауди-Фольксваген VW-Audi 01L, 01V
- Вариатор CVT 01J - фрикционы и планетарный механизм
- Гидросистема вариатора CVT 01J
- Механизмы переключения передач коробки-автомат Ауди 09L
- АКПП ZF 4HP20 / ZF 4HP16
- АКПП ZF 6HP19 / ZF 6HP21
- Механизмы переключения коробки-автомат ZF 6HP19 / ZF 6HP21
- Устранение неисправностей АКПП без снятия ее с двигателя
- Масляный фильтр АКПП и замена масла
- АКПП Митсубиси
- АКПП Aisin Warner 55-50SN
- АКПП Форд 4F27E
- АКПП Toyota Aisin U140E/U240E
- АКПП Мазда FN4A-EL
- Блок цилиндров и головка двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE
- ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Топливная система Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Двигатели toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE и их компоненты
- Блок управления и датчики двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE
- Поршни, шатуны и коленвал 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Проверка и регулировки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Разборка и сборка блока цилиндра Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Ремень привода ГРМ Toyota 4A-GE
- Ремень привода ГРМ Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Система впрыска топлива 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
- Замена цепи привода ГРМ Тойота 1ZZ-FE
- Блок и головка цилиндров 1ZZ-FE
- Замена ремня привода ГРМ Тойота 1G-FE
- Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя 1JZ-GE/2JZ-GE
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Клапаны, распредвал и ГРМ 4G18/4G15 Мицубиси
- Топливная система и система охлаждения 4G15/4G18 Mitsubishi
- Замена ремня привода ГРМ Митсубиси 4G63
- Блок и головка цилиндров Mitsubishi 4G63
- Привод ГРМ двигателя 4G64/4G69
- Характеристика и регулировки Митсубиси 4М40
- Детали распредвала и ГРМ двигателя F15S3
- Детали блока цилиндров и головки блока двигателя F15S3
- Головка блока цилиндров и распредвалы F16D3, F16D4
- Компоненты системы управления двигателем F16D3, F16D4
- Датчики системы управления двигателем F14D4/F14D3
- Замена ремня привода ГРМ F14D4, F14D3
- Ремонт головки блока цилиндров и регулировка клапанов A15SMS
- Топливная система двигателя A15SMS