Двигатели, автоматические трансмиссии и АКПП для легковых и малых грузовых автомобилей. Устройство, запасные части и составляющие компоненты.

____________________________________________________________________________

Устройство и компоненты системы смазки двигателя ЗМЗ-409

Система смазки двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 - комбинированная с подачей масла к трущимся поверхностям под давлением и разбрызгиванием.

Система смазки двс ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 включает: масляный картер 1, масляный насос 2 с приемным патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр 3, стержневой указатель уровня масла 5, крышку маслозаливной горловины 4, датчики давления масла 6 и 7.

На указателе уровня масла имеются метки: верхнего уровня -"П" и нижнего уровня -"0". Уровень масла должен находиться между этими метками.

Циркуляция масла происходит следующим образом. Насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру.

После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 и через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов.

От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники и от них через отверстия в шатунах смазываются поршневые пальцы.

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шестерни привода.

Шестерни привода маслонасоса двс ЗМЗ-409 смазываются струей масла через сверление в главной масляной магистрали.

Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна брызгает на днище поршня.

Из главной масляной магистрали двигателя ЗМЗ-409 масло через канал в блоке поступает в головку цилиндров, смазывает опоры распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и к датчикам давления масла.

Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров, масло смазывает цепи, рычаги натяжного устройства и звездочки привода распределительных валов.

Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления 6 и указателем на щитке приборов. Кроме того, система снабжена датчиком аварийного давления масла 7 и сигнализатором аварийного давления масла. Сигнализатор аварийного давления масла загорается при 40...80 кПа (0,4...0,8 кгс/см2).

Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масляный канал головки цилиндров.



Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909

1 - масляный картер; 2 - масляный насос; 3 - масляный фильтр; 4 - крышка маслозаливной горловины; 5 - указатель уровня масла; 6 - датчик указателя давления масла; 7 - датчик сигнализатора аварийного давления масла

Масляный насос ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 - шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами и держателем масляного насоса.

Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штифта, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса.

Корпус насоса двс ЗМЗ-409 изготовлен из алюминиевого сплава, перегородка 6 - из чугуна, шестерни - из металлокерамики. К корпусу тремя винтами крепится литой из алюминиевого сплава приемный патрубок 7 с сеткой.



Масляный насос ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909

1 - ведущая шестерня; 2 - корпус; 3 - валик; 4 - ось; 5 - ведомая шестерня; 6 - перегородка; 7 -приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном.

Привод масляного насоса осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. Промежуточный вал вращается во втулках, запрессованных в расточки блока цилиндров.

На валу с помощью шпонки 3 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней 7, напрессованной на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров.

В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована втулка 6, имеющая внутреннее шестигранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 9, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.



Привод масляного насоса ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909

1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка; 7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса

Редукционный клапан плунжерного типа, расположен в корпусе маслоприемника. Редукционный клапан отрегулирован на заводе установкой тарированной пружины. Менять регулировку клапана в эксплуатации не рекомендуется.



Редукционный клапан автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909

1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт.


Масляный фильтр ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909

На двигатель устанавливается масляный фильтр 2105-1012005-НК-2 однократного использования. Устройство фильтра приведено на рисунке.



Масляный фильтр (ЗМЗ-409) 2105С-1012005-НК-2 со сменными фильтрующими элементами

1 – пружина; 2 – корпус; 3 – фильтрующий элемент перепускного клапана; 4 – перепускной клапан; 5 – фильтрующий элемент; 6 – противодренажный клапан; 7 – крышка; 8 – прокладка

Масло под давлением через входное отверстие в крышке 7 попадает в полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, проходит через фильтрующую штору элемента 5, очищается и попадает через центральное отверстие крышки 7 в главную масляную магистраль.

При пуске холодного двигателя или предельном загрязнении фильтрующего элемента 5 очистка и подача масла происходит через фильтрующий элемент 3 и перепускной клапан 4.

При этом на фильтрующем элементе 3 происходит отложение механических примесей как поступающих с маслом из масляного картера, так и смываемых потоком масла с фильтрующей шторы элемента 5.

Вытекание масла из фильтра при неработающем двигателе ЗМЗ-409 предотвращается противодренажным клапаном 6.


Масляный насос ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909

Порядок разборки маслонасоса двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909:

- отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку;

- отвернуть три винта, снять приемный патрубок и перегородку;

- вынуть из корпуса ведомую шестерню и валик с ведущей шестерней в сборе;

- вынуть шайбу, пружину и плунжер редукционного клапана из приемного патрубка, предварительно сняв шплинт;

- промыть детали и продуть сжатым воздухом.

Сборка насоса двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909:

- установить плунжер, пружину, шайбу редукционного клапана в отверстие в приемном патрубке и закрепить шплинтом;

- установить в корпус масляного насоса валик в сборе с ведущей шестерней и проверить легкость его вращения;

- установить в корпус ведомую шестерню и проверить легкость вращения обеих шестерен;

- установить перегородку, приемный патрубок и привернуть к корпусу тремя винтами с шайбами. Если на плоскости перегородки имеется значительная выработка от шестерен, необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки;

- установить сетку, каркас сетки и завальцевать усы каркаса на края приемника масляного насоса.

Система впуска воздуха и выпуска отработавших газов ЗМЗ-409

Впускная система двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 состоит из впускной трубы и ресивера, отлитых из алюминиевого сплава.

Геометрические параметры системы позволяют реализовать газодинамический наддув двигателя. На режиме холостого хода и малых нагрузках воздух в двигатель поступает через отдельную систему непосредственно к впускным клапанам.

Выпускной коллектор двс ЗМЗ-409 отлит из чугуна. Для улучшения очистки цилиндров двигателя от отработавших газов патрубки от каждого цилиндра соединены между собой 1 и 4, 2 и 3 . Это уменьшает влияние работы одного цилиндра на другой и позволяет реализовать эффект настроенного выпуска отработавших газов.

Система вентиляции картера ЗМЗ-409

Система вентиляции картера ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 - закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной системе.

Маслоотражатель размещен в крышке клапанов.



Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909

1 - крышка клапанов; 2 - маслоотражатель; 3 - трубка маслоотражательная; 4 - продольный канал системы холостого хода; 5 - ресивер с впускной трубой; 6 - шланг малой ветви вентиляции; 7 - шланг основной ветви вентиляции.

При работе двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3909 на холостом ходу газы из картера отсасываются через малую ветвь в канал системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки цилиндров.

На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной горловине.

Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами и загрязнение окружающей среды.



____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________