Двигатели, автоматические трансмиссии и АКПП для легковых и малых грузовых автомобилей. Устройство, запасные части и составляющие компоненты.

____________________________________________________________________________

Операции по разборке и сборке двигателя ЗМЗ-409


 Двигатели ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, поступающие в ремонт, должны быть тщательно очищены от грязи. Разборку двигателя, как и сборку, рекомендуется производить на стенде, позволяющем устанавливать двигатель в положениях, обеспечивающих свободный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки.

Разборку и сборку двигателей ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 необходимо производить инструментом соответствующего размера (гаечные ключи, съемники, приспособления), рабочая поверхность которых должна быть в хорошем состоянии.

При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальнейшей работы, должны быть установлены на свои прежние места.

Для этого такие детали двигателя автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кернение, надписывание, прикрепление бирок и др.), или укладывать их на стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их расположению на двигателе.

При обезличенном методе ремонта двигателей ЗМЗ-409 надо помнить, что крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в сборе и поэтому их раскомплектовывать нельзя.

В гидронатяжителях раскомплектация корпуса с плунжером не допускается.

Перед тем, как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять картер сцепления, навесное оборудование: стартер, приводной ремень, генератор, датчики. Установить двигатель на стенд.

Разборка механизмов и узлов двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

- отсоединить шланги подогрева дросселя;

- отсоединить шланги вентиляции картера;- снять регулятор холостого хода;

- снять ресивер;

- снять впускную трубу;

- снять выпускной коллектор;

- отсоединить провода высокого напряжения с наконечниками от свечей;

- вывернуть свечи;

- снять крышку клапанов с катушками зажигания;

- снять переднюю крышку головки цилиндров;

- снять верхний и средний успокоители цепи;

- снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

- отвернуть болт крепления звездочки впускного распределительного вала, удерживая ключом распредвал от проворачивания и снять звездочку;

- снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на них;

- снять цепь со звездочки выпускного распределительного вала и вынуть распределительные валы;

- ослабить хомуты шланга корпуса термостата;

- снять термостат с корпусом;

- отсоединить скобу крепления трубки отопителя, снять шкив водяного насоса;

- отвернуть болты крепления головки цилиндров;

- снять головку цилиндров.

Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, головка цилиндров может быть снята вместе с этими узлами;

- с помощью присоски вынуть гидротолкатели из головки;

- снять усилитель картера сцепления;

- снять масляный картер и масляный насос;

- отвернуть масляный фильтр (в случае его замены);

- снять крышки шатунов вместе с вкладышами;

- вынуть поршни вместе с шатунами.

Перед разборкой шатунно-поршневой группы ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров;

- отвернуть болт стяжной коленчатого вала или храповик и снять шкив коленчатого вала;

- снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

- снять водяной насос;

- снять натяжной ролик;

- снять крышку цепи.

Если нет необходимости в разборке и ремонте натяжного ролика и водяного насоса двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ- 3303, крышка цепи может быть снята с этими узлами;

- расконтрить болты крепления звездочек промежуточного вала, снять звездочки и цепь;

- отвернуть болты фланца промежуточного вала;

- снять крышку привода масляного насоса и вынуть шестигранный валик и привод масляного насоса;

- отвернуть гайку и снять с промежуточного вала шестерню привода маслонасоса;

- вынуть промежуточный вал;

- снять сцепление и маховик;

- снять задний сальникодержатель;

- отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала;

- снять крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами и упорными полушайбами, проверив правильность меток на крышках;

- вынуть коленчатый вал в сборе с втулкой и звездочкой;

- снять втулку и звездочку с коленчатого вала.

Сборка двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

Сборку двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 производить в следующем порядке:

- очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных при разборке прокладок;

- закрепить блок цилиндров ЗМЗ-409 на стенде, внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра;

- вывернуть пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Завернуть пробки на место;

- подсобрать коленвал ЗМЗ-409, для чего вывернуть пробки грязеуловителей шатунных шеек и удалить из них отложения, промыть и продуть воздухом, поставить пробки на место, затянуть их моментом 37... 41 Нм (3, 8... 4, 2 кг/см);

- проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, задиры и др. наружные дефекты не допускаются;протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышке коренных подшипников;

- установить в постели блока вкладыши коренных подшипников верхние (с канавками), а в постели крышек - нижние (без канавок), протереть вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя;

- протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их чистым маслом и установить вал в блок цилиндров;

- смазать маслом и установить полушайбы упорного подшипника: верхние - в проточки третьей коренной постели антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала; нижние - вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Усики полушайб должны зайти в пазы крышки;

- установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 98...107, 9 Нм (10... 11 кг/см);

- провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при небольшом усилии;

- взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленвала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе.

Если сальник имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает фланец коленчатого вала - заменить его новым. Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при помощи оправки;

- заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальникодержатель к блоку болтами с моментом 11, 76... 17, 64 Нм (1, 2...1, 8 кг/см);

- установить маховик ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 на задний конец коленчатого вала с совмещением отверстия в маховике со штифтом;

- установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты с моментом 70, 56... 78, 4 Нм (7, 2...8, 0 кг/см).

Произвести подсборку шатунно-поршневой группы ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303:

Очистить днища поршней и канавки поршневых колец от нагара.

В случае замены поршня, поршневого пальца и шатунов необходимо подобрать новые поршни к цилиндрам блока предварительно группа в группу - по маркировке групп (А, Б, В, Г, Д) на днище поршня, окончательно - по усилию протягивания ленты-щупа толщиной 0,05 мм. и шириной 10 мм.

Лента-щуп закладывается между цилиндром и поршнем по всей высоте поршня и раз-мещается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца по наибольшему диаметру поршня.

Усилие протяжки должно быть 35...45 Н (3,5...4,5 кгс). Подбор поршней производится без поршневых колец и пальцев при температуре 20° С.

Подбор поршневого пальца, шатуна и поршня ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 делается по цветовой или цифровой маркировке этих деталей.

Установлено 4 группы по мере уменьшения размера:

1 - цвет белый, 2 - цвет зеленый, 3 - цвет желтый, 4 - цвет красный.

Краска наносится: - на стержне шатуна - у верхней головки;- на поршне - на внутренней поверхности поршня у бобышки (возможна цифровая маркировка на днище поршня I,II,I II,IV по мере уменьшения размера);- на поршневом пальце - на внутренней поверхности пальца.

Поршневой палец подбирается к шатуну, принадлежащему к той же или соседней группе. Размерные группы поршня и пальца должны совпадать.

При подборе поршневой палец должен входить плотно, но без заеданий в отверстие поршневой головки шатуна под усилием большого пальца руки. Поршневой палец должен быть слегка смазан маслом.

Поршень с поршневым пальцем, поршневыми кольцами и шатуном в сборе должны контролироваться по массе. Разница в массе на один двигатель не должна превышать 10 гр.

 

Запрессовка поршневого пальца в поршень и шатун двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

1 - поршень; 2 - шатун; 3 - оправка; 4 - поршневой палец; 5 - подпятник; 6 - винт.

Запрессовать поршневой палец в поршень и шатун с помощью приспособления. При этом поршень нагреть до 60...80 °С, запрессовка пальца в холодный поршень может привести к порче поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.

Шатуны и поршни двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 перед сборкой с поршневым пальцем должны быть сориентированы следующим образом: стрелка на днище поршня (или надпись "ПЕРЕД", расположенная на наружной стороне бобышки под палец), уступ на боковой поверхности крышки шатуна и выступ на кривошипной головке шатуна должны быть направлены в одну сторону;

Подобрать по цилиндрам поршневые кольца. Тепловой зазор, замеренный в стыках колец, помещенных в цилиндр, должен быть 0,3-0,55 мм у компрессионных колец и 0,3-0,6 мм у чугунных маслосъемных колец. В изношенных цилиндрах наименьший зазор делать 0,3 мм - у компрессионных колец и 0,5 мм - у чугунных маслосъемных колец.

Щупом проверить боковой зазор между кольцами и стенкой поршневой канавки. Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.

Величина бокового зазора должна быть для верхнего и нижнего компрессионных колец в пределах 0,060-0,096 мм, для чугунного маслосъемного кольца 0,045-0,080 мм;

Надеть с помощью приспособления поршневые кольца на поршень. Поршневые кольца на поршень устанавливать надписью «TOP» (верх) на торце в сторону днища поршня. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.

Вставить поршни двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 в цилиндры следующим образом:

- сориентировать шатунно-поршневую группу таким образом, чтобы стрелка на днище поршня (или надпись "ПЕРЕД" на бобышке) была обращена вперед;

- протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;

- повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее Н.М.Т.;

- смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чистым маслом для двигателя;

Развести замки поршневых колец двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 следующим образом:

- при установке комплекта колец со стальным маслосъемным кольцом замки компрессионных колец развести на 180° относительно друг друга, замки кольцевых дисков маслосъемного кольца развести на 180° относительно друг друга и под углом 90° к замкам компрессионных колец, а замок двухфункционального расширителя установить под углом 45° к замку одного из кольцевых дисков.

- при установке комплекта колец с чугунным маслосъемным кольцом замки колец развести на угол 120° относительно друг друга, при этом стык пружинного расширителя должен быть размещен напротив замка коробки кольца до установки кольца на поршень.

- надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом, вставить поршень в цилиндр.

Перед установкой поршня ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре;

- подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке, снять с болтов латунные наконечники, надеть крышку шатуна. Крышку шатуна следует ставить так, чтобы номера, выбитые на крышке и шатуне, были обращены в одну сторону. Завернуть гайки динамометрическим ключом моментом
69,2...76,3 Нм (6,8...7,5 кг/см);

- в таком же порядке вставить поршень четвертого цилиндра;

- повернуть коленчатый вал на 180° и вставить поршни второго и третьего цилиндров;

- повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко от небольших усилий;

- установить держатель масляного насоса и масляный насос на блок ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 и закрепить их;

- установить и закрепить масляный картер и усилитель картера сцепления;

- смазать маслом, применяемым для двигателя, втулки промежуточного вала, установить шпонку в паз на хвостовике промежуточного вала и установить вал в блок цилиндров до выхода хвостовика;

- установить шестерню с гайкой на хвостовик промежуточного вала и завернуть гайку шестерни;

- установить и закрепить фланец промежуточного вала, при этом меньший диаметр на фланце должен прилегать к блоку;

- смазать маслом, применяемым для двигателя, привод масляного насоса и вставить его в отверстие в блоке до входа в зацепление шестерен привода масляного насоса и промежуточного вала, в отверстие втулки привода вставить шестигранный валик привода масляного насоса;

- установить и закрепить крышку привода масляного насоса.

Установка привода распределительных валов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

- напрессовать звездочку 1 на коленчатый вал двигателя;

- повернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке коленчатого вала с меткой Ml на блоке цилиндров, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ. При этом метка на блоке цилиндров должна быть расположена симметрично относительно оси впадины зубьев звездочки;

- установить нижний успокоитель цепи 17 не закручивая болты крепления окончательно;

- надеть цепь 4 на ведомую звездочку 5 (число зубьев 38) промежуточного вала и на звездочку 1 коленчатого вала двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303.

Установить звездочку с цепью на промежуточный вал, при этом метка на ведомой звездочке промежуточного вала (число зубьев 38) должна совпасть с меткой М2 на блоке цилиндров, а ведущая ветвь цепи, проходящая через успокоитель, должна быть натянута;

- установить ведущую звездочку 6 промежуточного вала и закрепить звездочки на промежуточном валу болтами. Стопорную пластину отогнуть на грани болтов;

- установить рычаг натяжного устройства цепи первой ступени привода распределительных валов;

- нажимая на рычаг натяжного устройства, натянуть цепь, проверить правильность установки звездочек по меткам и окончательно закрепить нижний успокоитель.

После установки цепи привода промежуточного вала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 не допускается вращение коленчатого вала до момента установки цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей;

- установить рычаг натяжного устройства цепи второй ступени привода распределительных валов;

- надеть на ведущую звездочку промежуточного вала цепь 9 второй ступени привода распределительных валов;

- взять крышку цепи с сальником, проверить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает втулку коленчатого вала - заменить его новым. Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при помощи оправки;

- заполнить на ⅔ полость между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты крышки цепи смазкой ЦИАТИМ-221;

- удерживая цепь второй ступени от соскакивания со звездочки промежуточного вала, установить и закрепить крышку цепи и кронштейн генератора, затянуть винты моментом 21,56...26,45 Нм (2,2...2,7 кг/см);

- установить и закрепить водяной насос ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 на крышку цепи, затянув болт крепления водяного насоса к крышке цепи моментом 21,56...26,45 Нм (2,2. ..2,7 кг/см);

- смазать маслом, применяемым для двигателя, отверстие под гидронатяжитель в крышке цепи и установить собранный гидронатяжитель до касания в упор рычага натяжного устройства, но не нажимать, с целью исключения срабатывания фиксатора гидронатяжителя;

- закрыть крышкой гидронатяжитель и закрепить ее двумя болтами;

- через отверстие в крышке гидронатяжителя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 оправкой нажать на гидронатяжитель, перемещая его до упора, затем отпустить, при этом запорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность плунжеру и корпусу перемещаться под действием пружины.

Корпус переместится до упора, а цепь через рычаг натяжного устройства будет натянута;

- завернуть пробку в крышку гидронатяжителя;

- установить на штифты прокладку головки блока;

- на патрубок водяного насоса установить шланг, соединяющий патрубок водяного насоса с корпусом термостата;

- установить подсобранную головку цилиндров на блок и закрепить; затяжку болтов крепления головки цилиндров производить в два этапа: предварительная затяжка с моментом 39...59 Н·м (4...6 кгс·м); окончательная – 127...142 Н·м (13,0...14,5 кгс·м). Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров указана на рисунке;

Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

- отвернуть болты и снять крышки распределительных валов, протереть салфеткой постели под распределительные валы в головке и в крышках;

- смазать маслом, применяемым для двигателя, отверстия в головке под гидротолкатели и установить гидротолкатели в головку цилиндров. При ремонте двигателя без замены гидротолкателей устанавливать их в соответствии с маркировкой нанесенной на них при разборке, при выходе гидротолкателя из строя он подлежит замене, так как не ремонтируется. Вынимать гидротолкатели необходимо присоской;

- установить распределительные валы на головку цилиндров ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, предварительно смазав постели в головке и опорные шейки распределительных валов маслом применяемым для двигателя.

Распределительный вал впускных клапанов ЗМЗ-409 устанавливается штифтом на звездочке вверх, а распределительный вал выпускных клапанов - штифтом звездочки вправо. За счет углового расположения кулачков данные положения распределительных валов являются устойчивыми;

- установить переднюю крышку распределительных валов с установленными в ней упорными фланцами на установочные втулки, при этом за счет продольного перемещения распределительных валов обеспечить установку упорных фланцев в канавки;

- установить крышки № 3 и № 7 распределительных валов и предварительно затянуть болты крепления крышек до соприкасания поверхности крышек с верхней плоскостью головки цилиндров;

- установить все остальные крышки, в соответствии с маркировкой, и затянуть болты крепления крышек предварительно.

- затянуть болты крепления крышек распределительных валов окончательно с моментом 18,6…22,6 Нм (1,9...2,3 кг/см);

- смазать все кулачки распределительных валов ЗМЗ-409 моторным маслом и проверить вращение каждого распределительного вала в опорах, для чего провернуть распределительный вал ключом за специальный четырехгранник на распределительном валу до положения полного сжатия пружин клапанов одного из цилиндров.

При дальнейшем повороте распределительный вал должен самостоятельно провернуться под действием клапанных пружин до положения касания следующих кулачков с толкателями;

- после проверки легкости вращения распределительных валов поворотом соориентировать их так, чтобы установочные штифты 11 под звездочки располагались ориентировочно горизонтально и были направлены в разные стороны.

Данные положения распредвалов ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 являются устойчивыми и обеспечиваются угловым расположением кулачков;

- установку углового положения распределительных валов начинать с выпускного вала. Для этого, накинув на звездочку приводную цепь, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала, при этом для совпадения штифта и отверстия на звездочке повернуть распределительный вал за четырехгранник по часовой стрелке.

Поворотом распределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи, при этом метка 10 на звездочке должна совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров 15. Нельзя допускать поворота коленвала;

- для угловой установки впускного распредвала ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 накинуть на звездочку приводную цепь, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала при слегка провисшей ветви цепи между звездочками.

Поворотом распределительного вала против часовой стрелки натянуть цепь, при этом метка на звездочке должна совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров;

- установить и затянуть с Мкр. 4,6...7,4 кг/см болты крепления звездочек, удерживая распределительные валы от проворачивания ключом за четырехгранник;

- установить гидронатяжитель второй ступени привода распределительных валов аналогично установке гидронатяжителя цепи первой ступени;

- установить средний и верхний успокоители цепи, не заворачивая болты крепления окончательно;

- поворотом коленчатого вала двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 по ходу вращения натянуть рабочие ветви цепи второй ступени и окончательно закрепить средний и верхний успокоители цепи;

- напрессовать шкив-демпфер со ступицей на хвостовик коленчатого вала до упора;

- вставить пробку уплотнительную в шпоночный паз и запрессовать шпонку шкива коленчатого вала;

- ввернуть болт храповика с моментом затяжки 102,0... 125,4 Нм (10,4...12,8 кг/см);

- по окончании сборки произвести контроль установки распределительных валов. Для этого провернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения на два оборота до совпадения метки на демпфере коленчатого вала с меткой на крышке цепи.

При этом метки на звездочках распределительных валов должны совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров;

- при ремонте двигателя, связанном со снятием распределительных валов, головки цилиндров и звездочек на промежуточном валу установку привода распределительных валов при сборке производить как указано выше;

- в случае, если при ремонте не снимаются звездочки промвала и крышка цепи ГРМ ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, то перед разборкой необходимо установить поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия, при этом риска на шкиве коленчатого вала должна совпасть с выступом на крышке цепи, а метки на звездочках распредвалов должны быть расположены горизонтально, направлены в разные стороны и
совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.

После снятия распределительных валов и головки цилиндров ЗМЗ-409 поворот коленчатого вала может быть только с возвратом в исходное положение или с поворотом на 2 оборота коленчатого вала.

Поворот коленчатого вала на 1 оборот даже при совпадении меток на шкиве и крышке цепи приведет к неправильной установке фаз газораспределения. При неправильной установке распределительных валов и звездочек метки на звездочках не будут совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.

В этом случае необходимо снять звездочки, провернуть коленчатый вал по ходу вращения на 1 оборот и повторить установку звездочек как указано выше.

Последующие операции по сборке двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

- установить и закрепить шкив водяного насоса и отражатель;

- установить и закрепить переднюю крышку головки цилиндров;

- установить корпус термостата в шланг термостата и закрепить корпус термостата на головке цилиндров, затянуть хомуты шланга;

- установить выпускной коллектор, кронштейн подъема двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, экран датчика и скобу трубки забора воды на шпильки выпускного коллектора, наживить и затянуть гайки крепления коллектора;

- запрессовать трубку стержневого указателя уровня масла и установить указатель;

- установить и закрепить крышку клапанов;

- установить и закрепить кронштейны генератора верхний и нижний и кронштейн подъема двигателя передний одновременно;- установить и закрепить ролик натяжной.

- установить и закрепить впускную трубу и ресивер.

- запрессовать втулку распорную и подшипник в гнездо маховика.

- установить и закрепить диски ведомый и нажимной сцепления, центрируя ведомый диск с помощью оправки.

- снять двигатель со стенда, установить и закрепить картер сцепления к блоку цилиндров.

Порядок установки навесного оборудования на двигатель ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

Установить форсунки в топливопровод двигателя.

Установить топливопровод двигателя с форсунками в отверстия во впускной трубе и закрепить топливопровод, при этом форсунки должны усилием руки поворачиваться вокруг продольной оси.

Установить шланг на штуцер регулятора давления топлива и штуцер канала холостого хода.

Установить шланг подачи воздуха одним концом на штуцер патрубка впускной трубы.

Установить регулятор холостого хода патрубком на другой конец шланга подачи воздуха и закрепить его на ресивере.

Установить датчик указателя давления масла и датчик сигнализатора аварийного давления масла в головку цилиндров ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ- Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, предварительно капнув на резьбовую часть датчиков 1-2 капли герметика.

Установить генератор и закрепить его.

Надеть ремень привода агрегатов на шкивы коленчатого вала, водяного насоса, генератора и натяжного ролика.

Натянуть ремень болтом натяжного ролика, болт крепления натяжного ролика должен быть ослаблен. Завернуть окончательно болт крепления натяжного ролика.

При приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора стрела прогиба ремня должна быть 14±1 мм.

Установить датчик фазы в отверстие головки цилиндров ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 и закрепить его болтом, обращая при этом внимание на установку двух уплотнительных резиновых колец, таким образом чтобы фланец датчика плотно прилегал к поверхности головки блока до закрепления болтом.

Установить датчик синхронизации в отверстие крышки цепи;

Установить и закрепить на ресивер патрубок дросселя.

Установить шланги подогрева дросселя.

Ввернуть свечи зажигания. Установить провода свечей в сборе с наконечниками.

Установить шланг основной ветви вентиляции на штуцер патрубка дросселя и на штуцер патрубка крышки клапанов и шланг малой ветви вентиляции.

Установить шланг регулятора холостого хода на штуцер патрубка дросселя и штуцер регулятора холостого хода.

Установить на крышку клапанов две катушки зажигания и вставить в гнезда катушек провода высокого напряжения.

Установить и закрепить стартер ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303.

Завернуть датчики температурного состояния двигателя и указателя температуры в корпус термостата, предварительно нанеся 2-3 капли герметика на резьбовую часть датчиков.

Установить датчик температурного состояния впускного трубопровода.

Установить масляный фильтр.

 

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________