____________________________________________________________________________
Комплектующие детали ГРМ двигателя ЗМЗ-406
В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности при изготовлении
деталей привода газораспределительного механизма ГРМ ЗМЗ-406
автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 возможно значительное отклонение
фаз газораспределения от заданных значений.
В то же время известно, что правильность фаз газораспределения является
одним из важнейших факторов, влияющих на мощность, крутящий момент и
экономические показатели двигателя.
Поэтому при снижении тяговых свойств двигателя, повышении
эксплуатационного расхода топлива и неустойчивой работе двигателя
возникает
необходимость проверить и, при необходимости, правильно установить фазы
ГРМ.
Двигатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 имеет два
газопровода: впускной и выпускной.
Впускной газопровод ЗМЗ-406 состоит из впускной трубы и ресивера,
отлитых из алюминиевого сплава и соединенных между собой через
паронитовую
прокладку пятью шпильками.
Впускная труба в сборе с ресивером через паронитовую прокладку пятью
шпильками крепится к головке цилиндров справа.
Ресивер представляет собой емкость определенного объема, подобранную
таким образом, чтобы вместе с газовыми каналами впускной трубы,
имеющими одинаковую длину, форму и сечение для каждого цилиндра,
подобранными экспериментально, обеспечить настройку впускной системы, на
определенном скоростном режиме, на получение некоторого давления перед
впускными клапанами и тем самым иметь более высокое наполнение
цилиндров, а значит и более высокую мощность.
К фланцу ресивера через паронитовую прокладку четырьмя болтами крепится
дроссельный патрубок (дроссель), в котором на горизонтальной оси
установлена дроссельная заслонка, регулирующая подачу воздуха в цилиндры
двигателя ЗМЗ-406.
Дроссельная заслонка управляется водителем от педали через рычаги и
тросик, закрепленный на секторе рычага дроссельной заслонки.
На корпусе дроссельного патрубка установлен датчик положения дроссельной
заслонки (ДПДЗ), подвижная часть которого соединена с осью
дроссельной заслонки. ДПДЗ информирует электронную систему управления о
величине открытия дроссельной заслонки.
На корпусе дроссельного патрубка установлены также четыре штуцера: два
нижних и два верхних. К нижним штуцерам подсоединены шланги подвода
и отвода охлаждающей жидкости для подогрева корпуса дроссели.
Два верхних штуцера служат: один для подсоединения трубки вентиляции
картера двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302,
другой для подсоединения трубки подачи воздуха к регулятору холостого
хода.
Кроме того, на ресивере закреплены: двумя болтами регулятор холостого
хода и двумя болтами кронштейн наконечника трубки тросика управления
дроссельной заслонкой.
Рис.4. Топливопровод двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302
1 - впускная труба; 2 - электромагнитная форсунка; 3 - штуцер; 4 -
топливопровод; 5 - болт; 6 - регулятор давления топлива; I - от
электробензонасоса; II
- к ресиверу; III - к бензобаку
К впускной трубе двумя болтами М6 закреплен, отлитый из алюминия,
топливопровод 4 (рис. 4 ) с установленными в нем четырьмя
электромагнитными
форсунками 2.
Другие концы электромагнитных форсунок двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110
Волга, Газель-3302 входят в отверстия впускной трубы 1. Уплотнение
форсунок в отверстиях топливопровода и впускной трубы осуществляется с
помощью резиновых колец круглого сечения.
Выпускной газопровод двс ЗМЗ-406 (коллектор) отлит из чугуна, через
четыре стальных прокладки восемью шпильками крепится к головке
цилиндров
слева.
Для улучшения очистки цилиндров двигателя от отработавших газов и
повышения мощностных показателей двигателя патрубки выпускного
коллектора от первого и четвертого, а также от второго и третьего
цилиндров попарно соединены между собой.
Распредвал двигателя ЗМЗ-406
Распредвалы ГРМ двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 отлиты из чугуна. Двигатель имеет два распределительных
вала:
для впускных и выпускных клапанов.
Профили кулачков распределительных валов двс ЗМЗ-406 автомобилей
ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 одинаковые. Для достижения высокой
износостойкости рабочая поверхность кулачков отбелена до высокой
твердости при отливке распределительного вала.
Каждый распредвал ЗМЗ-406 имеет пять опорных шеек. Первая шейка имеет
диаметр 42 мм, остальные - 35 мм. Валы вращаются в опорах,
образованных алюминиевой головкой и алюминиевыми крышками, расточенных в
сборе.
Кулачки по ширине смещены на 1 мм относительно оси гидравлических
толкателей (гидрокомпенсаторов ЗМЗ-406), что при работе двигателя
придает
толкателю вращательное движение. В результате этого уменьшается износ
торца толкателя и отверстия под гидрокомпенсатор ЗМЗ-406 и делает его
равномерным.
От осевых перемещений каждый распредвал удерживается упорным стальным
термоупрочненным или пластмассовым фланцем, который входит в
выточку крышки передней опоры и в проточку на передней опорной шейке
распределительного вала.
Распредвалы ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 обеспечивают
следующие фазы газораспределения: впускные клапана открываются
с опережением на 14° до прихода поршня в ВМТ, закрываются с
запаздыванием на 46° после прихода поршня в НМТ, выпускные клапана
открываются
с опережением 46° до прихода поршня в НМТ и закрываются с запаздыванием
на 14° после прихода поршня в ВМТ.
Указанные фазы газораспределения действительны при правильной установке
привода распредвалов. Высота подъема клапанов 9 мм.
Привод распредвалов ЗМЗ-406
Привод распределительных валов двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 (рис. 5) - цепной, двухступенчатый. Первая ступень - от
коленчатого вала на промежуточный вал, вторая ступень - от
промежуточного вала на распределительные валы.
Приводная цепь ГРМ первой ступени (нижняя) имеет 70 звеньев, второй
ступени (верхняя) - 90 звеньев. Цепь втулочная, двухрядная с шагом 9,525
мм.
На коленчатом валу находится звездочка 1 из высокопрочного чугуна с 23-я
зубьями. На промежуточном валу ЗМЗ-406 находится ведомая звездочка 7
первой ступени также из высокопрочного чугуна с 38-ю зубьями и ведущая
стальная звездочка 8 второй ступени с 19-ю зубьями.
На распредвалах ЗМЗ-406 установлены звездочки 14, 16 из высокопрочного
чугуна с 23-я зубьями.
Звездочка на распределительном валу устанавливается на передний фланец и
установочный штифт и крепится центральным болтом М12х1,25.
Рис.5. Привод распредвалов ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302
1 - звездочка коленчатого вала; 2 - гидронатяжитель нижней цепи; 3 -
шумоизолирующая резиновая шайба; 4 - пробка; 5 - башмак гидронатяжителя
нижней цепи; 6 - нижняя цепь; 7 - ведомая звездочка промежуточного вала;
8 - ведущая звездочка промежуточного вала; 9 - башмак гидронатяжителя
верхней цепи; 10 - гидронатяжитель верхней цепи, 11 - верхняя цепь; 12 -
установочная метка на звездочке; 13 - установочный штифт; 14 - звездочка
распределительною вала впускных клапанов; 15 - верхний успокоитель цепи;
16 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 17 -
верхняя плоскость головки блока цилиндров; 18 - средний успокоитель
цепи; 19 - нижний успокоитель цепи; 20 - крышка цепи; М1 и М2 -
установочные
метки на блоке цилиндров
Распредвалы ГРМ ЗМЗ-406 вращаются в два раза медленнее коленчатого. На
торцах звездочки коленчатого вала, ведомой звездочке промежуточного
вала и звездочках распределительных валов имеются установочные метки,
служащие для правильной установки распределительных валов и
обеспечения заданных фаз газораспределения.
Гидронатяжитель ЗМЗ-406
Натяжение каждой цепи (нижней 6 и верхней 11) производится автоматически
- гидронатяжителями 2 и 10.
Гидронатяжители ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
установлены в расточенные отверстия: нижний - в крышке цепи 20, верхний
- в
головке цилиндров, и закрыты алюминиевыми крышками, закрепленными к
крышке цепи и к головке цилиндров двумя болтами М 8 через паронитовые
прокладки.
Корпус гидронатяжителя ГРМ ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 через шумоизолирующую резиновую шайбу 3 упирается в крышку,
а
плунжер через башмак действует на нерабочую ветвь цепи.
Кроме того, в крышке имеется отверстие с конической резьбой К 1/8"
закрытое пробкой 4, через которое гидронатяжитель "разряжается".
Башмак изготовлен из пластмассы с криволинейной рабочей поверхностью и
со стальной опорной площадкой, на которую давит плунжер
гидронатяжителя.
Башмаки 5 и 9 установлены консольно на осях, ввернутых в передний торец
блока цилиндров.
Рабочие ветви цепей проходят через успокоители 15, 18 и 19,
изготовленные из пластмассы и закрепленные двумя болтами М 8 каждый:
нижний -19 на
переднем торце блока цилиндров, верхний 15 и средний 18 - на переднем
торце головки цилиндров.
Гидронатяжитель ГРМ ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
(рис. 6) стальной, выполнен в виде плунжерной пары, состоящей из корпуса
4 и плунжера 3.
Внутри плунжера установлена пружина 5, которая сжата корпусом клапана 1
с наружной резьбой, в котором расположен обратный шариковый клапан.
Корпус 4 и плунжер 3 связаны между собой через храповое устройство,
состоящее из запорного кольца 2, кольцевых канавок в корпусе и канавки
специального профиля на плунжере.
Гидротолкатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
устанавливается на двигатель в "заряженном" состоянии, когда плунжер 3
удерживается в корпусе 4 с помощью стопорного кольца 6.
Рис.6. Гидронатяжитель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 в
сборе
1 - корпус клапана в сборе; 2 - кольцо запорное; 3 - плунжер; 4 -
корпус; 5 - пружина; 6 - кольцо стопорное
В рабочем состоянии гидронатяжитель "разряжен", когда стопорное кольцо 6
выведено из канавки в корпусе и не удерживает плунжер.
Гидронатяжитель ГРМ ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
работает следующим образом. Под действием пружины 5 и давления
масла, поступающего из масляной магистрали, плунжер З нажимает на башмак
цепи, а через него на цепь.
По мере вытяжки цепи и износа башмака плунжер выдвигается из корпуса 4,
передвигая запорное кольцо 2 храпового устройства из одной канавки
корпуса в другую.
При изменении скоростного режима работы двигателя и возникновении ударов
со стороны цепи на башмак плунжер 3 движется назад, сжимая пружину
5, при этом шариковый клапан закрывается и происходит дополнительное
демпфирование за счет перетекания масла через зазор между плунжером и
корпусом.
Обратный ход плунжера ограничивается шириной канавки на плунжере.
Промежуточный вал ЗМЗ-406
Промежуточный вал двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
(рис. 7) - стальной, двухопорный, установлен в приливах блока цилиндров,
справа. Наружная поверхность вала углеродоазотирована на глубину 0,2-0,7
мм и термообработана.
Рис.7. Промвал двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
1 - болт; 2 - стопорная пластина; 3 - ведущая звездочка; 4 - ведомая
звездочка; 5 - передняя втулка вала; 6 - промежуточный вал; 7 - труба
промежуточного вала; 8 - валик-шестерня; 9 - гайка; 10 - шестерня
привода масляного насоса; 11 - задняя втулка вала; 12 - блок цилиндров;
13 - фланец
промежуточного вала; 14 - штифт
Промежуточный вал ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
вращается во втулках, запрессованных в отверстия в приливах блока
цилиндров. Передняя 5 и задняя 11 втулки сталеалюминиевые.
От осевых перемещений промежуточный вал ЗМЗ-406 удерживается стальным
фланцем 13, который расположен между торцем передней шейки вала и
ступицей ведомой звездочки 4 с зазором 0,05-0,2 мм и закреплен двумя
болтами М8 к переднему торцу блока цилиндров.
Осевой зазор обеспечивается разницей размеров между длиной уступа на
валу и толщиной фланца. Для повышения износостойкости фланец закален,
а для улучшения приработки торцовые поверхности фланца шлифованы и
фосфатированы.
На передний цилиндрический выступ вала установлена ведомая звездочка 4.
Ведущая звездочка 3 цилиндрическим выступом устанавливается в
отверстие ведомой звездочки 4, а ее угловое положение фиксируется
штифтом 14, запрессованным в ступицу ведомой звездочки 4.
Обе звездочки "напроход" крепятся двумя болтами 1 (М8) к промежуточному
валу. Болты контрятся отгибом на их грани углов стопорной пластины 2.
На хвостовике промвала ЗМЗ-406 с помощью шпонки и гайки 9 закреплена
ведущая винтовая шестерня 10 привода масляного насоса.
Свободная поверхность промежуточного вала автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 (между опорными шейками) герметично закрыта тонкостенной
стальной трубой 7, запрессованной в приливы блока цилиндров.
Клапаны ЗМЗ-406
Клапаны двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 приводятся
от распределительных валов непосредственно через гидравлические
толкатели 8 (рис. 8), для которых выпонены направляющие отверстия в
головке цилиндров.
Рис.8. Привод клапанов ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
1 - впускной клапан; 2 - головка цилиндром; 3 - распределительный вал
впускных клапанов; 4 - тарелка пружин клапана; 5 - маслоотражательный
колпачок; 6 - наружная пружина клапана; 7 - распределительный вал
выпускных клапанов; 8 - гидротолкатель; 9 - сухарь клапана; 10 -
выпускной
клапан; 11 - внутренняя пружина клапана; 12 - опорная шайба пружин
клапана
Привод клапанов ЗМЗ-406 закрыт сверху крышкой, отлитой из алюминиевого
сплава, с закрепленным с внутренней стороны лабиринтным масло
отражателем с тремя маслоотводящими резиновыми трубками.
Крышку клапанов двс ЗМЗ-406 через резиновую прокладку и резиновые
уплотнители свечных колодцев крепится к головке цилиндров восемью
болтами М8.
Сверху на крышке клапанов устанавливается крышка маслозаливного
отверстия и крепятся две катушки зажигания.
Клапана мотора ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
изготовлены из жаропрочных сталей: впускной клапан - из хромокремнистой,
выпускной - хромоникельмарганцовистой и азотирован.
На рабочую фаску выпускного клапана дополнительно наплавлен жаростойкий
хромоникелевый сплав.
Диаметр стержня клапанов ЗМЗ-406 - 8 мм. Тарелка впускного клапана имеет
диаметр 37 мм, а выпускного - 31,5 мм. Угол рабочей фаски обоих
клапанов 45°30.
На конце стержня клапана выполнены выточки для сухариков 9 (см. рис. 5)
тарелки 4 пружин клапана. Тарелки пружин клапанов и сухарики
изготовлены из малоуглеродистой стали и подвергнуты поверхностному
нитроцементированию.
На каждый клапан ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
устанавливается по две пружины: наружная 6 с правой навивкой и
внутренняя 11
- с левой. Пружины изготовлены из термически обработанной высокопрочной
проволоки и подвергнуты дробеструйной обработке.
Под пружины устанавливается опорная стальная шайба 12. Клапаны 1 и 10
работают в направляющих втулках, изготовленных из серого чугуна.
Внутреннее отверстие втулок окончательно обрабатывается после их
запрессовки в головку.
Втулки клапанов мотора ЗМЗ-406 снабжены стопорными кольцами,
препятствующими самопроизвольному перемещению втулок в головке.
Для уменьшения количества масла, просасываемого через зазоры между
втулкой и стержнем клапана, на верхние концы всех втулок напрессованы
маслоотражательные колпачки 5, изготовленные из маслостойкой резины.
Детали клапанного механизма ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 : клапаны, пружины, тарелки, сухарики, опорные шайбы и
маслоотражательные колпачки взаимозаменяемы с аналогичными деталями
двигателя автомобиля ВАЗ-2108.
Гидротолкатель (гидрокомпенсатор) ЗМЗ-406
Гидротолкатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 9)
стальной, его корпус 2 выполнен в виде цилиндрического стакана, внутри
которого размещен компенсатор с обратным шариковым клапаном.
На наружной поверхности корпуса выполнена канавка и отверстие для
подвода масла внутрь толкателя из магистрали в головке цилиндров. Для
повышения износостойкости наружная поверхность и торец корпуса толкателя
нитроцементированы.
Рис.9. Гидротолкатель (гидрокомпенсатор) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110
Волга, Газель-3302
1 - направляющая втулка компенсатора; 2 - корпус гидротолкателя; 3 -
стопорное кольцо; 4 - корпус компенсатора; 5 - поршень компенсатора; 6 -
обратный шариковый клапан; 7 - пружина
Гидрокомпенсаторы ГРМ ЗМЗ-406 устанавливаются в расточенные в головке
цилиндров отверстия диаметром 35 мм между торцами клапанов и
кулачками распределительных валов.
Гидротолкатель ЗМЗ-406 размещен в направляющей втулке 1, установленной и
приваренной внутри корпуса гидротолкателя, и удерживается
стопорным кольцом 3.
Гидрокомпенсатор ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 состоит
из поршня 5, опирающегося изнутри на донышко корпуса
гидронатяжителя, и корпуса 4, который опирается на торец клапана.
Между поршнем и корпусом компенсатора установлена пружина 7,
раздвигающая их и тем самым выбирающая возникающий зазор. Одновременно
пружина 7 прижимает колпачок обратного шарикового клапана 6,
размещенного в поршне.
Обратный шариковый клапан пропускает масло из полости корпуса
гидротолкателя в полость компенсатора и запирает эту полость при нажатии
кулачка распределительного вала на корпус гидротолкателя.
Работает гидротолкатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302
следующим образом: при нажатии кулачка распределительного вала на
торец корпуса гидротолкателя 2 (открытие клапана) шариковый клапан 6
закрывается, запирая находящееся внутри компенсатора масло, которое
становится рабочим телом, через которое передается усилие и движение от
кулачка к клапану.
При этом часть масла перетекает через зазор в плунжерной паре
компенсатора в полость корпуса гидротолкателя, и поршень 5 несколько
вдвигается в
корпус компенсатора 4.
При закрытии клапана, когда снимается усилие с гидротолкателя, пружина 7
компенсатора прижимает поршень 5 и корпус гидротолкателя 2 к
цилиндрической части кулачка, выбирая зазор, шариковый клапан 6 в
компенсаторе открывается, впуская в полость компенсатора масло, после
чего
цикл повторяется.
Гидротолкатели (гидрокомпенсатор) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга,
Газель-3302 автоматически обеспечивают беззазорный контакт кулачков
распределительных валов с клапанами, компенсируя износы сопрягаемых
деталей: кулачков, торцов корпуса гидротолкателя, корпуса компенсатора,
клапана, фасок седел и тарелок клапанов.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- АКПП Ауди 09E
- Гидротрансформатор АКПП Ауди 09E
- Гидроблок Мехатроник Ауди 09E
- Компоненты АКПП Ауди-Фольксваген VW-Audi 01L, 01V
- Вариатор CVT 01J - фрикционы и планетарный механизм
- Гидросистема вариатора CVT 01J
- Механизмы переключения передач коробки-автомат Ауди 09L
- АКПП ZF 4HP20 / ZF 4HP16
- АКПП ZF 6HP19 / ZF 6HP21
- Механизмы переключения коробки-автомат ZF 6HP19 / ZF 6HP21
- Устранение неисправностей АКПП без снятия ее с двигателя
- Масляный фильтр АКПП и замена масла
- АКПП Митсубиси
- АКПП Aisin Warner 55-50SN
- АКПП Форд 4F27E
- АКПП Toyota Aisin U140E/U240E
- АКПП Мазда FN4A-EL
- Блок цилиндров и головка двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE
- ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Топливная система Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Двигатели toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE и их компоненты
- Блок управления и датчики двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE
- Поршни, шатуны и коленвал 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Проверка и регулировки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Разборка и сборка блока цилиндра Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Ремень привода ГРМ Toyota 4A-GE
- Ремень привода ГРМ Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Система впрыска топлива 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
- Замена цепи привода ГРМ Тойота 1ZZ-FE
- Блок и головка цилиндров 1ZZ-FE
- Замена ремня привода ГРМ Тойота 1G-FE
- Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя 1JZ-GE/2JZ-GE
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Клапаны, распредвал и ГРМ 4G18/4G15 Мицубиси
- Топливная система и система охлаждения 4G15/4G18 Mitsubishi
- Замена ремня привода ГРМ Митсубиси 4G63
- Блок и головка цилиндров Mitsubishi 4G63
- Привод ГРМ двигателя 4G64/4G69
- Характеристика и регулировки Митсубиси 4М40
- Детали распредвала и ГРМ двигателя F15S3
- Детали блока цилиндров и головки блока двигателя F15S3
- Головка блока цилиндров и распредвалы F16D3, F16D4
- Компоненты системы управления двигателем F16D3, F16D4
- Датчики системы управления двигателем F14D4/F14D3
- Замена ремня привода ГРМ F14D4, F14D3
- Ремонт головки блока цилиндров и регулировка клапанов A15SMS
- Топливная система двигателя A15SMS