Двигатели, автоматические трансмиссии и АКПП для легковых и малых грузовых автомобилей. Устройство, запасные части и составляющие компоненты.

____________________________________________________________________________

Снятие головки блока цилиндров двигателей Тойота 4A-GE


Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Слейте охлаждающую жидкость.

Отсоедините электропроводку двигателя от крышки №4 ремня привода ГРМ, предварительно отключив разъемы распределителя зажигания и датчика давления масла. Снимите распределитель зажигания.

Для двигателей Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина с системой рециркуляции отработавших газов:

Снимите клапан системы рециркуляции отработавших газов и преобразователь (модулятор) разрежения.

- Отсоедините вакуумные шланги от вакуумной трубки.

- Отвернув и сняв болт, снимите модулятор разрежения.

- Отверните перепускной (штуцерный) болт, 4 крепежных болта и снимите клапан системы рециркуляции, узел трубок и прокладки.

Снимите выпускной коллектор.

- Отверните 6 болтов (или 4 болта и 2 гайки) и снимите верхний тепловой изолятор (экран) выпускного коллектора.

Отверните 3 болта и гайку и снимите правую и левую опорные стойки выпускного коллектора.

- Отвернув 3 болта и 2 гайки, снимите выпускной коллектор с прокладкой.

- Отвернув 3 болта, снимите нижний тепловой экран выпускного коллектора.

Отсоедините шланг системы принудительной вентиляции картера от впускного коллектора.

Отсоедините электропроводку двигателя от впускного коллектора, отвернув 2 болта и предварительно отключив разъемы: датчика детонации, датчика положения дроссельной заслонки, форсунки холодного пуска двигателя и клапана регулятора перепада давления топлива.

Снимите форсунку холодного запуска двигателя Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина. Снимите общий топливопровод (коллектор) форсунок и форсунки.

Снимите вакуумные трубки (только для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов) и заднюю крышку головки блока цилиндров.

Двигатели Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина без системы рециркуляции отработавших газов:

- Отсоедините разъемы: реле времени форсунки холодного пуска двигателя и датчика температуры охлаждающей жидкости.

- Отверните 2 болта и снимите заднюю крышку головки блока цилиндров. (Двигатели с системой рециркуляции отработавших газов)

- Отсоедините разъемы: реле времени форсунки холодного пуска двигателя, датчика температуры охлаждающей жидкости и электропневматического клапана системы рециркуляции отработавших газов.

- Отсоедините вакуумные шланги от корпуса дроссельной заслонки и от вакуумной трубки (вакуумных трубок).

- Отверните 4 болта, снимите вакуумную трубку (или блок вакуумных трубок), заднюю крышку головки блока цилиндров и зажим (хомут) электропроводки.

Снимите корпус дроссельной заслонки.



Рис.7. Головка блока цилиндров 4A-GE (AE92, AW11 и АТ160) (серийный вариант) автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина

1 - правая опора двигателя №1, 2 - болт крепления правой опоры двигателя (МЗ = 39 Нм), 3 - правая опора двигателя №2, 4 - болт крепления правой опоры двигателя №2 (МЗ = 21 Нм), 5 - защитная крышка №4 ремня привода ГРМ, 6 - трубка подвода охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров, 7 - уплотнительное кольцо трубки подвода охлаждающей жидкости, 8 - прокладка патрубка отвода охлаждающей жидкости, 9 - транспортировочный крюк (рым) двигателя, 10 - свеча зажигания, 11 - трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров, 12 - опорная стойка впускного коллектора, 13 - прокладка впускного коллектора, 14 - болт крепления впускного коллектора (МЗ = 27 Нм), 15 - впускной коллектор с камерой впуска воздуха (резонатором), 16 - трубка подвода топлива к форсунке холодного пуска двигателя, 17 - болт-штуцер трубки подвода топлива к форсунке холодного пуска двигателя (МЗ = 15 Нм), 18 - прокладки штуцера трубки подвода топлива к форсунке холодного пуска, 19 - сальник распределительного вала, 20 и 21 - распределительные валы соответственно впускных и выпускных клапанов, 22 - крышка подшипника распределительного вала, 23 - болт крепления крышки подшипника распределительного вала (МЗ = 13 Нм), 24 - трубка подвода топлива к общему топливопроводу (коллектору) форсунок, 25 - болт- штуцер трубки подвода топлива к коллектору форсунок (МЗ = 29 Нм), 26 - прокладки штуцера трубки подвода топлива к коллектору форсунок, 27 - центральная крышка головки блока цилиндров, 28 и 29 - крышки головки блока цилиндров, 30 - шланг системы принудительной вентиляции картера, 31 - защитная крышка высоковольтных проводов системы зажигания, 32 - клапан системы рециркуляции отработавших газов с трубками в сборе, 33 - прокладка фланца трубки системы рециркуляции отработавших газов, 34 - прокладки штуцера трубки системы рециркуляции отработавших газов, 35 - вакуумные трубки, 36 - регулировочная шайба (для регулировки теплового зазора в клапанах), 37- толкатель клапана, 38 - сухари, 39 - тарелка пружины клапана, 40 - пружина клапана, 41 - стопорное кольцо направляющей клапана, 42 - направляющая клапана, 43 - маслосъемный колпачок, 44 - седло пружины клапана, 45 - общий топливопровод (коллектор) форсунок, 46 - болт крепления коллектора форсунок (МЗ = 17 Нм), 47 - болт крепления головки блока цилиндров (предварительный МЗ = 29 Нм, затем последовательно довернуть каждый болт на 90°, после чего еще раз довернуть каждый болт на 90°), 48 и 49 - задняя крышка головки блока цилиндров и прокладка задней крышки, 50 - штуцер (МЗ = 29 Нм), 51 - головка блока цилиндров, 52 - прокладка головки блока цилиндров, 53 - транспортировочный крюк (рым) двигателя, 54 - клапан двигателя, 55 - датчик-распределитель системы зажигания, 56 - болт крепления датчика-распределителя (МЗ = 20 Нм), 57 - верхний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора, 58 - левая опора выпускного коллектора, 59 - выпускной коллектор, 60 - прокладка выпускного коллектора, 61 - болт крепления выпускного коллектора (МЗ = 25 Нм), 62 - правая опора выпускного коллектора, 63 - нижний теплоизолирующий кожух выпускного коллектора.

Только для двигателей Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина с изменяемой геометрией впускного коллектора или с системой перепуска воздуха за дроссельную заслонку:

Снимите электропневматический клапан системы перепуска воздуха за дроссельную заслонку и вакуумную емкость ("вакуумный бачок"), отвернув 2 болта и предварительно отсоединив шланги от клапана перепуска воздуха и от исполнительного устройства.

Снимите патрубок отвода охлаждающей жидкости и трубку перепуска охлаждающей жидкости (вместе с прокладками), предварительно отвернув 3 болта и сняв рычаг регулировки натяжения ремня привода генератора.

Снимите патрубок ввода охлаждающей жидкости. Снимите впускной коллектор.

- Снимите опорную стойку впускного коллектора.

- Снимите впускной коллектор, отвернув 7 болтов и 2 гайки.

Снимите шкив насоса охлаждающей жидкости и ремень привода генератора и насоса Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина охлаждающей жидкости. Снимите защитные крышки №3 и №2 (вместе с прокладками) ремня привода ГРМ, отвернув 7 болтов.

Снимите крышки головки блока цилиндров: сначала центральную крышку (вместе с прокладкой), отвернув 6 болтов, а затем 2 боковые крышки (с прокладками), отвернув 8 колпачковых гаек и сняв уплотнительные шайбы.

Снимите свечи зажигания. Установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия.

- Поверните шкив коленчатого вала и совместите канавку на шкиве с синхронизирующей меткой "0" на защитной крышке №1 ремня привода ГРМ (для АЕ92 и АТ160) или с указателем (для AW11).

- Убедитесь, что толкатели клапанов 1-го цилиндра при этом отпущены (свободны), а толкатели клапанов 4-го цилиндра - зажаты. В противном случае проверните коленчатый вал еще на один оборот (360°).

Снимите ремень привода ГРМ двигателей Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина с зубчатых шкивов распределительных валов.

- Нанесите монтажные метки на зубчатые шкивы и на зубчатый ремень привода ГРМ.

- Отпустите болт крепления натяжного ролика ремня привода ГРМ, отведите натяжной ролик влево до упора и временно снова затяните болт натяжного ролика.

Снимите зубчатый ремень с зубчатых шкивов привода распределительных валов.

- Удерживайте ремень таким образом, чтобы не допустить изменения зацепления ремня с зубчатым шкивом коленчатого вала.

- Не допускайте попадания каких-либо предметов в защитный кожух ремня привода ГРМ.

- Не допускайте попадания на ремень масла, воды или грязи.

Снимите зубчатые шкивы распределительных валов. Снимите правые опоры двигателя №1 и №2.

Снимите защитную крышку №4 ремня привода ГРМ, отвернув 7 болтов.

Снимите распределительные валы двигателей Toyota 4A-GE автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина.

- Равномерно отпустите болты крышек подшипников распределительных валов за несколько проходов и выверните болты.

- Снимите крышки подшипников распределительных валов, сальники, а затем и сами распределительные валы.

Отсоедините шланг системы принудитепьной вентиляции картера от головки блока цилиндров, предварительно сняв 2 зажима (хомута). Снимите головку блока цилиндров.

- Используя подходящее приспособление, равномерно, за несколько проходов, отпустите и выверните болты головки блока цилиндров.

- Поднимите головку блока цилиндров с установочных штифтов и положите ее на верстак, подложив под нее деревянные бруски.

Снимите 2 транспортировочных крюка (рыма) двигателя, предварительно отвернув 2 болта и сняв провод "заземления" аккумуляторной батареи. Снимите штуцер.

Снятие головки блока цилиндров двигателя Тойота 4A-GE (АЕ101, АЕ111)

Сбросьте давление топлива в топливном коллекторе. Снимите ремень ГРМ.

Снимите насос охлаждающей жидкости. Отсоедините трос привода дроссельной заслонки.



Рис.8. Головка блока цилиндров 4A-GE (АЕ101, АЕ111) автомобилей Тойота Королла, Тойота Селика, Тойота Карина

1 - трос привода дроссельной заслонки, 2 - трос управления клапаном-дросселем (АКПП), 3 - воздуховод, 4 - крышка камеры впуска воздуха, 5 - патрубки, 6, 11, 43 - прокладки, 7 - камера впуска воздуха, 8 - вакуумные шланги, 9 - уплотнительная шайба, 10 - крышка головки блока цилиндров, 12 - крышки подшипников распредвала впускных клапанов, 13 - распредвал впускных клапанов, 14 - нижняя опора подшипников распредвала впускных клапанов, 15 - шланг возврата топлива, 16, 24, 26, 35 - уплотнительное кольцо, 17 -трубка подвода топлива к коллектору, 18 - шланги отопителя, 19 - шланг подвода охлаждающей жидкости, 20 - шланг отвода охлаждающей жидкости, 21 - прокладка головки блока, 22 - прокладки, 23 - приемная труба выпускной системы, 25 - насос охлаждающей жидкости, 27 - направляющая маслоизмерительного щупа, 28 - "масса", 29 - маслоизмерительный щуп, 30 - кронштейн генератора, 31 - генератор, 32 - защитная крышка №4 ремня привода ГРМ, 33 - зубчатый шкив распредвала выпускных клапанов, 34 - транспортировочный крюк (рым), 36 - зубчатый шкив распредвала впускных клапанов с VVT в сборе, 37 - головка блока цилиндров с впускным и выпускным коллекторами в сборе, 38 - сальник, 39 - крышка переднего подшипника распредвала впускных клапанов, 40 - жгут электропроводки двигателя, 41 - опорная стойка №2, 42 - опорная стойка №1.

Отсоедините трос управления клапаном-дросселем (АКПП). Снимите воздуховод. Отсоедините шланг подвода охлаждающей жидкости.

Отсоедините шланг отвода охлаждающей жидкости. Отсоедините шланги отопителя. Отсоедините трубку подвода топлива к коллектору.

Отсоедините шланг возврата топлива. Отсоедините вакуумные шланги.

Снимите камеру впуска воздуха.

- Отверните пять болтов и снимите крышку камеры впуска воздуха.

- Снимите патрубки.

- Отсоедините вакуумные шланги и снимите камеру впуска воздуха.

Отверните гайки крепления защитного кожуха жгута проводов, отсоедините все разъемы и снимите жгут.

Снимите опорные стойки камеры впуска воздуха. Снимите крышку головки блока.



Рис.9. Впускной коллектор двигателя Тойота 4A-GE (АЕ101, АЕ111)

1 - крышка, 2 - крышка впускного коллектора, 3, 12 - прокладка, 4 - регулятор давления топлива, 5 - трубка, 6, 8, 9 - уплотнительные кольца, 7 - форсунка, 10 - изоляторы, 11 - впускной коллектор, 13 - механизм управления заслонками, 14 - кронштейн, 15 - корпус заслонки, 16 - датчик положения заслонок, 17 - привод заслонок, 18 - вакуумные и топливные трубки, 19 - перепускной пневмоклапан.

При снятом ремне ГРМ Тойота 4A-GE автомобилей Toyota Corolla, Toyota Celica, Toyota Carina не поворачивайте распределительные и коленчатый валы, чтобы избежать соударения поршней и клапанов. Перед снятием распределительных валов необходимо повернуть коленчатый вал на 45° против часовой стрелки.

Удерживая распределительные валы за шестигранную часть, отверните болты крепления зубчатых шкивов и снимите зубчатые шкивы распредвала выпускных клапанов и впускных клапанов с VVT в сборе.

Снимите защитную крышку №4 ремня привода ГРМ. Снимите правую опору двигателя. Снимите распредвал впускных клапанов и нижнюю опору подшипников распредвала.

Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора. Снимите головку блока цилиндров.

- Используя специнструмент, отверните болты крепления головки блока (предварительно ослабив их за 2 -3 прохода).

- Снимите головку блока в сборе и прокладку.

Снимите распредвал выпускных клапанов. Снимите впускной и выпускной коллекторы.

 

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________