Двигатели, автоматические трансмиссии и АКПП для легковых и малых грузовых автомобилей. Устройство, запасные части и составляющие компоненты.

____________________________________________________________________________

Распредвалы двигателей Toyota 3S-FE и 3S-GE

 

Снятие распределительных валов и толкатей двигателей Toyota 3S-FE и 3S-GE

Снимите звездочки распределительного валов.

Снимите распределитель зажигания (трамблер).

Перед снятием распредвалов двигателей Toyota 3S-FE и 3S-GE измерьте люфт каждого из них с помощью циферблатного индикатора. Он должен соответствовать значению, указанному в спецификациях; если люфт превышает максимально допустимое значение, то необходимо заменить распредвалы и/или головку цилиндров.

Двигатель 3S-FE - снятие распредвала

С помощью рожкового или разводного гаечного ключа вращайте впускной распредвал мотора 3S-FE за шестигранник так, чтобы установочный штифт его звездочки не доходил до ВМТ на 10-45°; в этом положении кулачки цилиндров № 2 и 4 должны равномерно проталкивать толкатели.

Для того чтобы ослабить действие пружины ведомой шестерни, закрепите ведомую шестерню выпускного распредвала с ее ведущей шестерней, вворачивая болт 6 мм (длиной от 16 до 20 мм) в сервисное отверстие болта.

Выверните болты и снимите внутреннюю крышку зубчатого ремня привода ГРМ с торца головки цилиндров. Постепенно ослабьте болты крепления крышки левого подшипника выпускного распредвала Тойота 3S-FE, затем снимите крышку.

Постепенно, в несколько этапов, ослабьте болты крепления крышек подшипников выпускного распредвала. Не выкручивайте до конца болты крышки № 3. Снимите крышки подшипников №1,2 и 4, отметив их маркировку и правильное положение.

Отвинтите болты крышки №3, затем снимите крышку и поднимите выпускной распредвал 3S-FE. Будьте осторожны, чтобы не повредить головку цилиндров.

Очень важно ослаблять болты постепенно, иначе из-за перекосов можно повредить посадочные поверхности головки цилиндров и/или распредвала.

С помощью рожкового или разводного гаечного ключа вращайте впускной распредвал за шестигранник так, чтобы установочный штифт его звездочки не доходил до ВМТ на 80-115°; в этом положении кулачки цилиндров № 1 и 3 должны равномерно проталкивать толкатели.

Постепенно отвинтите болты крепления крышки правого подшипника, затем снимите крышку и сальник.

Постепенно, в несколько этапов, ослабьте болты крепления крышек подшипников впускного распредвала 3S-FE. Не выкручивайте до конца болты крышки № 2.

Снимите крышки подшипников № 1, 3 и 4, отметив их маркировку и правильное положение.

Отвинтите болты крепления крышки №2, затем снимите крышку и поднимите впускной распредвал. Будьте осторожны, чтобы не повредить головку цилиндров.

Извлеките шайбы и толкатели.

Ведомую шестерню выпускного распредвала мотора 3S-FE автомобилей Toyota Carina, Celica, Toyota Camry, Corona можно снять следующим образом:

- Закрепите распредвал за шестигранную часть в тисках с защищенными губками и ввинтите два дополнительных болта в качестве опоры рычагов.

- Вставьте отвертку между этими болтами, приложите усилие в направлении по часовой стрелке, чтобы удержать ведомую шестерню от проворачивания пружиной, затем вывинтите сервисный болт, который фиксировал положение ведомой шестерни относительно ведущей шестерни.

- Аккуратно отпускайте ведомую шестерню, давая ей возможность поворачиваться против часовой стрелки до полного ослабления пружины. Снимите пружинное кольцо крепления ведомой шестерни, затем снимите пружинную шайбу, ведомую шестерню и пружину.

Двигатель 3S-GE - снятие распредвала

Выверните болты и снимите внутреннюю крышку зубчатого ремня привода ГРМ с торца головки цилиндров.

Постепенно, в несколько этапов, ослабьте болты крепления крышек подшипников распредвала 3S-GE автомобилей Toyota Carina, Celica, Toyota Camry, Corona.

Снимите крышки подшипников, отметив их маркировку и правильное установочное положение, затем извлеките распредвалы и снимите сальники.

Извлеките шайбы и толкатели, сохраняя все компоненты в определенной последовательности, чтобы затем установить их на прежнее место.

Проверка распределительных валов мотора Toyota 3S-FE, 3S-GE

Осмотрите рабочие поверхности кулачков и подшипников распредвалов двс 3S-FE, 3S-GE на наличие царапин, задиров и износа. Осмотрите также привод трамблера на наличие износа.

При обнаружении каких-нибудь их названных дефектов замените распределительные валы. Обоприте концы распредвалов на V-образные опоры и с помощью цифрового индикатора измерьте биение средней шейки распредвала. Если биение не соответствует норме, необходимо заменить распредвалы).

Очистите крышки подшипников и шейки распредвала, затем проверьте рабочий зазор в подшипниках с помощью пластикового измерителя зазора следующим образом:

- Поместите распределительный вал 3S-FE, 3S-GE автомобилей Toyota Carina, Celica, Toyota Camry, Corona на место в головку цилиндров, затем положите поперек каждой шейки полосу измерителя и установите крышки подшипников - не вращайте распредвал.

- Снимите крышки подшипников, затем сравните ширину сжатых пластиковых полос со шкалой прибора.

- Если рабочий зазор какого-либо, из подшипников окажется выше допустимого значения, то необходимо заменить распредвал и/или головку цилиндров.

- Измерьте диаметры шеек распредвала мотора Тойота 3S-FE, 3S-GE; если какая-нибудь из них имеет чрезмерный износ, необходимо заменить распредвал.

- Если рабочие поверхности подшипника головки цилиндров чрезмерно изношены, необходимо заменить головку цилиндра.

- С помощью суппортов проверьте, соответствует ли расстояние в свободном состоянии между концами пружины кручения ведомой шестерни значению, указанному в спецификациях; если пружина осела, ее необходимо заменить.

Перед повторной сборкой шестерни впускного распредвала Тойота 3S-FE, 3S-GE проверьте отсутствие на ней зарубин или сколов зубов (проверьте также шестерню выпускного распредвала). При обнаружении повреждений необходимо заменить распределительный вал.

Осмотрите шайбы и толкатели распределительного вала на наличие износа или царапин. Замените изношенные толкатели, но имейте в виду, что регулируемые шайбы необходимо будет подбирать только после сборки головки цилиндров, когда можно будет проверить зазоры клапанов.

Проверьте зазоры толкателей распредвала мотора 3S-FE, 3S-GE следующим образом, следя за тем, чтобы их не перепугать; измеряйте каждый толкатель в отдельности, записывая результаты измерений.

Измерьте диаметр толкателя, затем измерьте расточку под толкатель в головке цилиндров; отнимите диаметр толкателя из диаметра расточки, чтобы вычислить зазор. Если зазор превышает значение, указанное в спецификациях.

Установка распределительных валов и толкатей двигателей Toyota 3S-FE и 3S-GE

Двигатель 3S-FE - установка распредвала

Соберите ведомую шестерню выпускного распредвала Тойота 3S-FE (если она была демонтирована) в последовательности, обратной разборке; снимите два дополнительных винта и закрутите винт крепления ведомой шестерни к ведущей шестерне.

Установите шайбы и толкатели распределительного вала на их прежние места, слегка смазав расточки под толкатели; проверьте, плавно ли вращаются толкатели от руки в своих расточках.

Слегка смажьте шейки и рабочие поверхности кулачков впускного распредвала мотора 3S-FE, затем поместите впускной распредвал в головку цилиндра так, чтобы установочный штифт звездочки располагался правильно; при этом кулачки цилиндров № 1 и 3 должны равномерно проталкивать соответствующие толкатели.

Смажьте небольшим количеством герметика крышку правого подшипника распределительного вала, затем установите крышки подшипников распредвалов на их прежние места. Слегка смажьте головки и резьбы болтов, затем установите их на место и постепенно затяните.

Установите новый сальник распредвала 3S-FE автомобилей Toyota Carina, Celica, Toyota Camry, Corona.

Слегка смажьте шейки и рабочие поверхности кулачков выпускного распределительного вала. Также слегка смажьте резьбы и головки болтов крепления крышек подшипников.

Поверните впускной вал так, чтобы его установочный штифт занял нужное положение, затем введите в зацепление шестерни валов так, чтобы их установочные метки совпали.

Затем прокатите шестерню выпускного распредвала по шестерне впускного вала до тех пор, пока выпускной вал не займет свое положение в головке цилиндров.

Имейте в виду, что шестерни распредвалов 3S-FE автомобилей Toyota Carina, Celica, Toyota Camry, Corona имеют два типа меток: сборочные и установочные. Убедитесь, что при вводе шестерен в зацепление совпали установочные, а не сборочные метки.

Установите крышки подшипников выпускного распредвала, а также болты крепления на их прежние места и затяните их.

Вывинтите болт крепления ведомой шестерни к ведущей шестерне.

Установите внутреннюю крышку зубчатого ремня привода ГРМ и закрепите ее болтами.

Установите звездочку распредвала и трамблер 3S-FE. Обратите внимание, что необходимо проверить зазор в клапанах до установки крышки распредвалов.

Двигатель 3S-GE - установка распредвала

Установите шайбы и толкатели распредвала 3S-GE автомобилей Toyota Carina, Celica, Toyota Camry, Corona на их прежние места, слегка смазав расточки под толкатели; проверьте, плавно ли вращаются толкатели от руки в своих расточках.

Слегка смажьте шейки и рабочие поверхности кулачков распредвалов, затем поместите распредвалы в головку цилиндров таким образом, чтобы кулачки цилиндра № 1 смотрели в разные стороны - на переднюю и заднюю части двигателя.

Убедитесь, что впускной и выпускной распредвалы мотора 3S-GE установлены на свои места; выпускной распредвал имеет шестерню привода распределителя зажигания (трамблера).

Смажьте небольшим количеством герметика крышки подшипника № 1, затем установите все крышки подшипника распредвала на их прежние места.

Слегка смажьте резьбы и головки болтов крепления крышек подшипников, установите болты и постепенно затяните их.

Установите два новых сальника распредвала 3S-GE.

Установите внутреннюю крышку зубчатого ремня привода и закрепите ее болтами.

Установите звездочки распредвала и распределитель зажигания (трамблер). Обратите внимание, что необходимо проверить зазор в клапанах до установки крышки распредвалов.

Сальник распредвала двигателя 3S-FE, 3S-GE - замена

Снимите звездочки распределительного валов и шкив натяжителя.

Отвинтите болты и снимите внутреннюю крышку зубчатого ремня привода с торца головки цилиндра.

Пробейте или просверлите два небольших отверстия напротив друг друга в сальнике. Завинтите самонарезающий винт в каждое отверстие и извлеките сальник, потянув винты плоскогубцами.

Начисто протрите посадочные места сальника распредвала двигателя 3S-FE, 3S-GE и проверьте контактные поверхности на наличие чрезмерного износа. При обнаружении глубоких канавок необходимо заменить распредвал.

Смажьте кромки нового сальника распрелвала 3S-FE, 3S-GE небольшим количеством консистентной смазки и наденьте сальник на конец распредвала.

С помощью подходящей оправки забейте сальник на место, следя за тем, чтобы его торец все время был перпендикулярен оси отверстия, затем сотрите избыточную смазку.

Установите внутреннюю крышку зубчатого ремня привода ГРМ и затяните болты.

Установите звездочку распределительного вала и шкив натяжителя.


____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________