Двигатели, автоматические трансмиссии и АКПП для легковых и малых грузовых автомобилей. Устройство, запасные части и составляющие компоненты.

____________________________________________________________________________

Блок и головка цилиндров двигателя Тойота 1ZZ-FE

Диагностика и ремонт головки блока цилиндров Тойота 1ZZ-FE

Начальные операции по ремонту и диагностике:

- С помощью шестигранного ключа 10 выверните коническую резьбовую пробку и извлеките прокладку.

- Извлеките из головки блока цилиндров 16 толкателей клапанов.

- Установите головку блока цилиндров на деревянные блоки.

- Извлеките из головки блока цилиндров все клапаны в описанной ниже последовательности.

- С помощью съемника, сожмите пружину и извлеките 2 сухаря тарелки клапанной пружины.

- Извлеките из головки блока цилиндров тарелки пружин, внутренние пружины клапанов и клапаны.

- Щипцами с тонкими губками снимите 8 маслосъемных колпачков.

- С помощью сжатого воздуха и магнитного стержня извлеките 8 шайб клапанных пружин.

- С помощью торцовых ключей выверните 10 шпилек.

Проверка головки блока цилиндров двигателя Toyota 1ZZ-FE на отсутствие деформации:

С помощью прецизионной поверочной линейки и щупа измерьте величину коробления плоскостей, сопрягающихся с блоком цилиндров и с коллекторами.

Максимально допустимая величина коробления:

– со стороны блока цилиндров – 0,05 мм;
– со стороны впускного коллектора – 0,10 мм;
– со стороны выпускного коллектора – 0,10 мм.

Если коробление превышает максимально допустимую величину, замените головку блока цилиндров.

Проверка седел клапанов двигателя Тойота 1ZZ-FE:

- Нанесите на фаску клапана тонкий слой берлинской лазури или свинцовых белил.

- Слегка прижмите клапан к седлу. Не вращайте клапан.

- Проверьте фаску клапана и седло клапана в порядке, описанном ниже.

- Если непрерывный след имеется по всей окружности фаски клапана, тарелка клапана не имеет перекоса. В противном случае следует заменить клапан.

- Если непрерывный след пасты имеется по всей окружности седла клапана, оси направляющей втулки, тарелки клапана и седла совпадают. В противном случае следует повторно прошлифовать поверхность седла клапана.

- Убедитесь, что рабочая фаска клапана сопрягается со средней частью поверхности седла клапана, а ширина зоны контакта соответствует номинальной величине.

Ремонт седел впускных клапанов:

- Используя фрезу с углом режущих кромок 45°, расточите поверхность седла клапана в головке блока цилиндров чуть шире, чем номинальная ширина зоны контакта клапана с седлом.

- Убедитесь, что рабочая фаска клапана сопрягается со средней частью поверхности седла клапана. В противном случае повторно расточите поверхность седла фрезой с углом режущих кромок 45°.

- Обработайте поверхность седла клапана фрезой с углом режущих кромок 30° или 60° таким образом, чтобы зона контакта между седлом и фаской клапана находилась посередине фаски.

- Если зона контакта на фаске клапана расположена слишком высоко, для обработки седла используйте фрезы с углом режущих кромок 30° и 45°.

- Если зона контакта на фаске клапана расположена слишком низко, для обработки седла используйте фрезы с углом режущих кромок 60° и 45°.

- Со шлифовальной пастой притрите клапан с седлом клапана. Работа выполняется вручную.

- Повторно проверьте посадку клапана на седло.

Проверка осевого зазора распредвала двигателя Тойота 1ZZ-FE:

- Установите 2 распределительных вала.

- Смещая распределительный вал в осевом направлении, индикатором измерьте осевой зазор.

- Номинальный осевой зазор: 0,040–0,095 мм. Максимально допустимый осевой зазор: 0,110 мм.

- Если осевой зазор превышает максимально допустимую величину, замените головку блока цилиндров. Если на опорных шейках распределительного вала имеются повреждения, замените распределительный вал.

- Измерение масляного зазора шеек распределительного вала

- Очистите 9 крышек подшипников и шейки распределительных валов.

- Установите распределительные валы в головку блока цилиндров Toyota 1ZZ-FE.

- Положите сминаемые пластичные калибры в осевом направлении на все шейки распределительных валов.

- Установите 9 крышек подшипников распределительных валов.

- Не поворачивайте распределительные валы. Снимите 9 крышек подшипников.

- Измерьте сминаемые пластичные калибры в самом широком месте.

- Номинальный масляный зазор: 0,035–0,072 мм. Максимально допустимый масляный зазор: 0,10 мм.

- После измерения полностью удалите остатки сминаемого пластичного калибра.

- Если масляный зазор превышает максимально допустимую величину, замените головку блока цилиндров или распределительный вал.

Проверка толкателей клапанов двигателя Тойота 1ZZ-FE:

- Микрометром измерить диаметр толкателя клапана.

- Диаметр толкателя клапана: 30,966–30,976 мм.

- Если диаметр не соответствует номинальному, замените толкатель клапана.

- Нутромером измерьте диаметр гнезда толкателя клапана в головке блока цилиндров.

- Диаметр гнезда толкателя клапана: 31,000–31,025 мм.

- Если диаметр не соответствует номинальному, замените головку блока цилиндров.

- Вычьтите измеренный диаметр толкателя клапана из диаметра гнезда толкателя клапана.

- Номинальный масляный зазор: 0,024–0,059 мм.

- Максимально допустимый масляный зазор: 0,079 мм.

- Если масляный зазор превышает максимально допустимую величину, замените толкатель клапана. При необходимости, замените головку блока цилиндров.

Проверка клапанных пружин Тойота 1ZZ-FE:

- Штангенциркулем измерьте общую длину клапанной пружины в свободном состоянии.

- Длина в свободном состоянии: 43,40 мм.

- Если длина в свободном состоянии не соответствует номинальной величине, клапанную пружину следует заменить.

- С помощью уголка измерить перпендикулярность клапанной пружины.

- Максимально допустимое отклонение: 1,6 мм.

- Максимально допустимый угол (для справки): 2°

- Если отклонение превышает максимально допустимую величину, заменить клапанную пружину.

- На специальном стенде измерьте усилие сжатия клапанной пружины при номинальной длине.

- Усилие при номинальной длине: 158,6–175,4 Н при 33,6 мм.

- Максимальное рабочее усилие: 335,3–370,7 Н при 24,1 мм.

- Если усилие при номинальной длине не соответствует предписанной величине, клапанную пружину следует заменить.

Проверка клапанов Тойота 1ZZ-FE:

- Штангенциркулем измерить общую длину клапана.

- Если общая длина клапана меньше минимально допустимой величины, клапан следует заменить.

- Микрометром измерьте диаметр штока клапана.

- Если диаметр не соответствует номинальному, замените клапан.

- Штангенциркулем измерить расстояние от рабочей фаски до края тарелки клапана Toyota 1ZZ-FE.

- Номинальное расстояние от рабочей фаски до края тарелки клапана: 1,0 мм.

- Минимально допустимое расстояние от рабочей фаски до тарелки клапана: 0,7 мм.

- Если расстояние меньше минимально допустимой величины, клапан следует заменить.

- Нутромером измерьте внутренний диаметр направляющей втулки клапана.

- Внутренний диаметр втулки: 5,510–5,530 мм.

- Если диаметр не соответствует номинальному, замените направляющую втулку клапана.

- Вычтите измеренный диаметр штока клапана из внутреннего диаметра направляющей втулки клапана.

- Если масляный зазор превышает максимально допустимую величину, замените клапан и направляющую втулку клапана.

Замена направляющей втулки клапана Тойота 1ZZ-FE:

- Нагрейте головку блока цилиндров до температуры 80–100 °С.

- Установите головку блока цилиндров на деревянные блоки.

- С помощью оправки выбейте направляющую втулку клапана.

- Нутромером измерить диаметр гнезда направляющей втулки клапана в головке блока цилиндров. Диаметр: 10,285–10,306 мм.

- Если диаметр гнезда втулки в головке блока цилиндров превышает 10,306 мм, расточите гнездо до диаметра 10,335–10,356 мм для установки направляющей втулки клапана увеличенного ремонтного размера.

- Снова нагрейте головку блока цилиндров до температуры 80–100 °С.

- Установите головку блока цилиндров на деревянные блоки.

- С помощью оправки запрессуйте новую направляющую втулку клапана до номинальной высоты выступания. Высота выступания: 8,7–9,1 мм.

- Остроугольной разверткой 5,5 мм расточите направляющую втулку клапана до размера, обеспечивающего номинальный зазор между направляющей втулкой клапана и штоком клапана.

Установка шайб клапанных пружин:

- Установите в крышку головки блока цилиндров 8 шайб клапанных пружин.

- Смажьте маслосъемные колпачки моторным маслом.

- Маслосъемные колпачки впускных клапанов окрашены в серый цвет, а маслосъемные колпачки выпускных клапанов – в черный цвет.

- Установите новые маслосъемные колпачки.

Установка клапанов двигателя Toyota 1ZZ-FE:

- Установите в головку блока цилиндров все клапаны в соответствии с описанной процедурой.

- Смонтируйте головку блока цилиндров на деревянные блоки.

- Установите в головку блока цилиндров клапаны, внутренние пружины клапанов и тарелки пружин.

- Сожмите пружину и установите на шток клапана 2 сухаря тарелки клапанной пружины.

- Бородком 5 и молотком слегка ударьте по верхнему торцу штока клапана, чтобы сухари заняли правильное положение.

- Смажьте 16 толкателей клапанов моторным маслом.

- Установите в головку блока цилиндров 16 толкателей клапанов.

- С помощью торцевой головки 10 заверните коническую резьбовую пробку с новой прокладкой.

Блок цилиндров, поршневая группа и коленвал двигателя Тойота 1ZZ-FE

Разборка блока цилиндров Тойота 1ZZ-FE:

- Выверните из блока цилиндров кран для слива охлаждающей жидкости в сборе.

- Поверните коленчатый вал и установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.

- Смещая шатун назад и вперед, индикатором измерьте осевой зазор в шатунах цилиндров №2 и №3.

- Номинальный осевой зазор: 0,160–0,342 мм. Максимально допустимый осевой зазор: 0,342 мм.

- Если осевой зазор превышает максимально допустимую величину, замените шатун.

- При необходимости, замените коленчатый вал. Поверните коленчатый вал Тойота 1ZZ-FE и установите поршень цилиндра №2 в ВМТ такта сжатия.

- Смещая шатун назад и вперед, индикатором измерьте осевой зазор в шатунах цилиндров №1 и №4.

- Измерьте масляный зазор в шатунах цилиндров №2 и №3. Выверните 4 болта крепления и снимите 2 крышки шатунов.

- Очистите все шатунные шейки и вкладыши подшипников шатунов.

- Убедитесь в отсутствии раковин и царапин на шатунных шейках и на вкладышах подшипников.

- Уложите вдоль шатунной шейки сминаемый пластичный калибр.

- Убедитесь, что выступы на крышках подшипников шатунов расположены в правильном направлении.

- Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крышек шатунов.

- В несколько приемов затяните болты до предписанного момента. Момент затяжки: 20 Нм.

- Пометьте переднюю сторону каждого из болтов крышек шатунов краской. Доверните болты крепления крышки на 90°.

- Убедитесь, что коленчатый вал вращается плавно. Выверните 4 болта и снимите 2 крышки шатунов.

- Измерьте сминаемые пластичные калибры в самом широком месте.

- Номинальный масляный зазор: 0,028–0,060 мм. Максимально допустимый масляный зазор: 0,080 мм.

- При замене вкладыш подшипника подбирайте по номеру, выбитому на шатуне.

- Поставляются вкладыши подшипников 3 стандартных размерных классов, помеченные соответственно цифрами «1», «2» и «3».

- Поверните коленчатый вал и установить поршень цилиндра №2 в ВМТ такта сжатия.

- Измерьте масляный зазор в шатунах цилиндров №1 и №4. Выверните 4 болта и снимите 2 крышки шатунов.

- Очистите все шатунные шейки и вкладыши подшипников шатунов.

- Убедитесь в отсутствии раковин и царапин на шатунных шейках и на вкладышах подшипников.

- Уложите вдоль шатунной шейки коленвала двигателя Тойота 1ZZ-FE сминаемый пластичный калибр.

- Убедиться, что передние метки на крышках подшипников шатунов расположены правильно.

- Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крышек шатунов.

- В несколько приемов затяните болты до предписанного момента. Момент затяжки: 20 Нм.

- Пометьте переднюю сторону каждого из болтов крышек шатунов краской.

- Доверните болты крепления крышки на 90°. Убедитесь, что коленчатый вал вращается плавно.

- Выверните 4 болта и снимите 2 крышки шатунов.

- Измерьте сминаемые пластичные калибры в самом широком месте.

- Номинальный масляный зазор: 0,028–0,060 мм. Максимально допустимый масляный зазор: 0,080 мм.

Работы по разборке шатунно-поршневой группы Тойота 1ZZ-FE:

- Разверткой удалите нагар в верхней части цилиндра.

- Протолкните поршень, в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника вверх и извлеките из цилиндра.

- Вкладыши шатунного подшипника, шатун и крышка шатуна являются единым комплектом, поэтому следует складывать их вместе.

- При разборке следует складывать поршни и шатуны так, чтобы при последующей сборке их можно было установить на те же места.

- Извлеките из крышки нижний вкладыш шатунного подшипника.

- Извлеките из шатуна верхний вкладыш шатунного подшипника.

- С помощью съемника поршневых колец снимите 2 компрессионных кольца.

- Руками снимите 2 боковины составного маслосъемного кольца.

- Небольшой отверткой снимите 2 пружинных стопорных кольца.

- Нагрейте поршни до температуры 80–90 °С.

- С помощью пластмассового молотка и латунного стержня аккуратно выбейте поршневой палец и снимите шатун.

- Поршневые пальцы подбираются по размеру отверстия в поршне.

- Разложите поршни, пальцы, стопорные кольца, шатуны и вкладыши шатунных подшипников в таком порядке, чтобы при последующей сборке они были установлены на прежние места.

Операции по снятию коленвала Тойота 1ZZ-FE:

- Выверните 10 болтов крепления из блока крышек коренных подшипников.

- В несколько приемов, равномерно, ослабьте и выверните 10 болтов крепления блока крышек подшипников в нужной последовательности.

- Вставив отвертку в указанных точках между блоком цилиндров и блоком крышек коренных подшипников, отделите блок крышек коренных подшипников.

- Извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.

- Отверткой смещая коленчатый вал Тойота 1ZZ-FE в осевом направлении, индикатором часового типа измерьте осевой зазор.

- Номинальный осевой зазор: 0,04–0,24 мм.

- Максимально допустимый осевой зазор: 0,30 мм.

- Если осевой зазор превышает максимально допустимую величину, измерьте толщину упорных полуколец.

- Если толщина упорного полукольца не соответствует номинальному значению, замените упорное полукольцо.

- Номинальная толщина упорного полукольца: 2,430–2,480 мм.

- Извлеките из блока цилиндров 2 упорных полукольца.

- Извлеките из блока цилиндров 5 вкладышей коренных подшипников.

- С помощью торцовых ключей выверните 9 шпилек.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________